1 подписчик

Любовная лирика Лермонтова

Особенности любовной лирики Лермонтова

Творчество в жизни М.Ю. Лермонтова занимало непродолжительный промежуток времени, но чрезвычайно плодотворный.

Весь его литературный багаж – от ранних проб ученического пера до

апогея его творчества романа «Герой нашего времени» – уместился в

немногим более 12 лет, но за это время им было создано более 400

стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Творчество М.Ю.

Лермонтова принято разделять на ранний и поздний периоды, подводя

итог между ними в период 1835–1836 гг. Но нужно принимать во

внимание, что при кажущихся различиях в этих периодах он сохранил

верность идеям и принципам, сформированными им еще на этапе его

развития и направлявшими его лирику в лоно так называемой «поэзии

мысли».

Два столпа поэзии – Байрон и Пушкин– играли главную роль в

творческом становлении М.Ю.Лермонтова. В ранней период его лирики

проявилось характерное для Байрона тяготение к романтическому

индивидуализму, к образному изображению страстей и максимализма, к

лирическому экспрессионизму, к образу героя-бунтаря, находящегося в

противостоянии с обществом, к «бегству» на «восток» (Лермонтовский

Кавказ) и в «средневековье» (русская поэтика Лермонтова). С течением

времени поэт переболел байроновское влияние, что и было им заявлено в

стихах, а именно «Нет, я не Байрон, я другой...». Пушкин же оставался

верным попутчиком М.Ю. Лермонтова и его неизменным маяком,

ведущим его на всем протяжении всего его творческого пути. Поначалу

Михаил Юрьевич подражал Пушкину в своем творчестве, а достигнув

художественной зрелости стал развивать традиции Александра

Сергеевича, периодически, вступая с ним в творческий спор.

Последовательность в поэтической эволюции Лермонтова

определилась внутренним переживанием от романтизма к романтическому индивидуализму и, затем, и к реализму со свойственным Лермонтову

психологическим анализом, опиравшимся, с одной стороны, на критику

современного ему общества, а с другой – на философское освещение

проблемы добра и зла, человеческой воли и власти судьбы. Поздний

Лермонтов обличал несоответствие романтизма и представлений

действительности. Он уже не представлял свое эго и свой внутренний мир

как нечто уникальное, а выражал заинтересованность к простым чувствам.

Таким образом, решить сомнения и вопросы, мучавшие его метущуюся

душу с ранней юности, он так и не смог.

Лирика Лермонтова во многом соответствует его биографии, в ее

основу легли собственные переживания поэта, обусловленные событиями

его жизни и запечатленные с видимой небрежностью «живых» дневников.

Однако все это – лишь выдуманная, литературная автобиография.

Установка на анализ его внутреннего мира нашла плодотворное

воплощение и в прозе Лермонтова, где она преобразилась в эмпирический

опыт создания общего портрета «героя нашего времени», вобравшего в

себя черты характера того поколения и вместе с тем сохранившего свою

индивидуальность. Проза М.Ю. Лермонтова плодотворно расцветает на

почве романтизма, но принципы романтизма в ней основательно

трансформированы и подчинены задачам реализма.

А.В. Луначарский, описывая социально-политическую идею

творчества Михаила Юрьевича, произнес: «Лермонтов является последним

и глубоко искренним эхом декабристских настроений».

Поэтому, и в связи с этим, Лермонтов стал последователем лучших и

прогрессивных традиций современной ему литературы и, конечно,

творчества Пушкина. Так в «Герое нашего времени» путевые заметки

странствующего офицера отчетливо перекликаются с «Путешествие в

Аразум». Но годы жизни Лермонтова отличаются от времени Пушкина.

Это подчеркивал и Белинский, он писал: «Лермонтов призван был

выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по

своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого

выражением была поэзия Пушкина».

                     Особенности любовной лирики Лермонтова Творчество в жизни М.Ю. Лермонтова занимало непродолжительный промежуток времени, но чрезвычайно плодотворный.