Особенности любовной лирики Лермонтова
Творчество в жизни М.Ю. Лермонтова занимало непродолжительный промежуток времени, но чрезвычайно плодотворный.
Весь его литературный багаж – от ранних проб ученического пера до
апогея его творчества романа «Герой нашего времени» – уместился в
немногим более 12 лет, но за это время им было создано более 400
стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Творчество М.Ю.
Лермонтова принято разделять на ранний и поздний периоды, подводя
итог между ними в период 1835–1836 гг. Но нужно принимать во
внимание, что при кажущихся различиях в этих периодах он сохранил
верность идеям и принципам, сформированными им еще на этапе его
развития и направлявшими его лирику в лоно так называемой «поэзии
мысли».
Два столпа поэзии – Байрон и Пушкин– играли главную роль в
творческом становлении М.Ю.Лермонтова. В ранней период его лирики
проявилось характерное для Байрона тяготение к романтическому
индивидуализму, к образному изображению страстей и максимализма, к
лирическому экспрессионизму, к образу героя-бунтаря, находящегося в
противостоянии с обществом, к «бегству» на «восток» (Лермонтовский
Кавказ) и в «средневековье» (русская поэтика Лермонтова). С течением
времени поэт переболел байроновское влияние, что и было им заявлено в
стихах, а именно «Нет, я не Байрон, я другой...». Пушкин же оставался
верным попутчиком М.Ю. Лермонтова и его неизменным маяком,
ведущим его на всем протяжении всего его творческого пути. Поначалу
Михаил Юрьевич подражал Пушкину в своем творчестве, а достигнув
художественной зрелости стал развивать традиции Александра
Сергеевича, периодически, вступая с ним в творческий спор.
Последовательность в поэтической эволюции Лермонтова
определилась внутренним переживанием от романтизма к романтическому индивидуализму и, затем, и к реализму со свойственным Лермонтову
психологическим анализом, опиравшимся, с одной стороны, на критику
современного ему общества, а с другой – на философское освещение
проблемы добра и зла, человеческой воли и власти судьбы. Поздний
Лермонтов обличал несоответствие романтизма и представлений
действительности. Он уже не представлял свое эго и свой внутренний мир
как нечто уникальное, а выражал заинтересованность к простым чувствам.
Таким образом, решить сомнения и вопросы, мучавшие его метущуюся
душу с ранней юности, он так и не смог.
Лирика Лермонтова во многом соответствует его биографии, в ее
основу легли собственные переживания поэта, обусловленные событиями
его жизни и запечатленные с видимой небрежностью «живых» дневников.
Однако все это – лишь выдуманная, литературная автобиография.
Установка на анализ его внутреннего мира нашла плодотворное
воплощение и в прозе Лермонтова, где она преобразилась в эмпирический
опыт создания общего портрета «героя нашего времени», вобравшего в
себя черты характера того поколения и вместе с тем сохранившего свою
индивидуальность. Проза М.Ю. Лермонтова плодотворно расцветает на
почве романтизма, но принципы романтизма в ней основательно
трансформированы и подчинены задачам реализма.
А.В. Луначарский, описывая социально-политическую идею
творчества Михаила Юрьевича, произнес: «Лермонтов является последним
и глубоко искренним эхом декабристских настроений».
Поэтому, и в связи с этим, Лермонтов стал последователем лучших и
прогрессивных традиций современной ему литературы и, конечно,
творчества Пушкина. Так в «Герое нашего времени» путевые заметки
странствующего офицера отчетливо перекликаются с «Путешествие в
Аразум». Но годы жизни Лермонтова отличаются от времени Пушкина.
Это подчеркивал и Белинский, он писал: «Лермонтов призван был
выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по
своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого
выражением была поэзия Пушкина».