344 подписчика

История зарождения Советского мотопрома.

105 прочитали

После первой мировой войны и Октябрьской революции,в 1924 году группой инженеров под руководством П.Ю Львова был создан первый мотоцикл "Союз".Однако в серию он не так и не пошел и был выпущен в одном экземпляре.

Мотоцикл союз 1924г. Фото из интернета.
Мотоцикл союз 1924г. Фото из интернета.

Но уже в 1928 году в городе Ижевск было создано КБ которое возглавил Пётр Владимирович Можаров. Вскоре было спроектировано,а затем и испытано пять моделей мотоцикла Иж.Все мотоциклы имели четырехтактные двухцилиндровые V-образные двигатели с объемом 1200 см3.Оригинальным решением для тех лет была штампованная рама,которая в нижней части имела расширение служащее одновременно глушителем.Трансмиссия состояла из коробки передач с приводом на заднее колесо посредством карданного вала.

Мотоцикл Иж-1 1928 год. Фото из интернета.
Мотоцикл Иж-1 1928 год. Фото из интернета.

Позже группу инженеров Можарова перевели в Ленинград,где был спроектирован новый мотоцикл с двухтактным двигателем объемом 300 см3.После проведенных испытаний модель получила индекс Л-300.Мотоцикл был принят в серийное производство и в 1931 году на заводе «Красный Октябрь» начат выпуск модели.

Мотоцикл л-300 красный октябрь. Фото из интернета.
Мотоцикл л-300 красный октябрь. Фото из интернета.

Уже в 1933 на базе Ижстальзавода начато производство мотоцикла Л-300 под индексом Иж-7,очень скоро модель стала пользоваться огромной популярностью.Примерно в те же годы было принято решение открыть производство мотоциклов на Подольском механическом заводе.Наладить производство поручают опять же инженеру Петру Владимировичу Можарову.И вскоре по его чертежам сначала в Ижевске,а с 1935 года и в Подольске начинается выпуск тяжелого мотоцикла ПМЗ-А-750.

Мотоцикл ПМЗ А-750.Фото  из интернета.
Мотоцикл ПМЗ А-750.Фото из интернета.

В 1941 году начато производство мотоцикла Иж-12.Мотоцикл был оснащен четырехтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 350 см3. Двигатель развивал мощность 13.5 л.с и разгонял мотоцикл до скорости 105 км/ч.

Мотоцикл Иж-12.Фото из интернета.
Мотоцикл Иж-12.Фото из интернета.

Вскоре из за начавшейся Второй мировой войны производство мотоциклов было свернуто,все заводы перешли на выпуск продукции для фронта.Но сразу же после Победы начало возрождаться и производство мотоциклов. В Германии в зоне влияния СССР оказался мотозавод DKW с производственной базой и документацией.Послевоенное производство было начато а заводах "Ижмаш" и Ковровский завод имени В. А. Дягтерева.Мотоцикл выпущенный в Ижевске получил индекс ИЖ-350 и являлся практически точной копией модели DKW NZ-350.

Мотоцикл Иж 350.Фото из интернета.
Мотоцикл Иж 350.Фото из интернета.
Мотоцикл DKW NZ-350. Фото из интернета.
Мотоцикл DKW NZ-350. Фото из интернета.

В городе Ковров было начато производство легкого мотоцикла К-125 прототипом которого явился мотоцикл DKW RT-125.На основе этой же немецкой модели начато производство и в Москве мотоцикла М1А "Москва".

Мотоцикл DKW RT-125.Фото из интернета.
Мотоцикл DKW RT-125.Фото из интернета.
Мотоцикл К-125. Фото из интернета.
Мотоцикл К-125. Фото из интернета.
Мотоцикл М1А "Москва" .Фото из интернета.
Мотоцикл М1А "Москва" .Фото из интернета.

Производство тяжелых мотоциклов начато и в городе Ирбит на эвакуированном во время войны заводе.В последствие выпускающем и по сей день мотоциклы всем известной марки "Урал".В довоенное время завод работал в городе Москва и выпускал мотоциклы модели М-72,в основе которой лежал мотоцикл BMW R-71.

Мотоцикл М-72. Фото из интернета.
Мотоцикл М-72. Фото из интернета.
Мотоцикл BMW R-71.Фото из интернета.
Мотоцикл BMW R-71.Фото из интернета.

Три послевоенных десятилетия стали "золотой эпохой"отечественного мото строения.Так Ирбитским мотозаводом уже к 1975 году был выпущен миллионный мотоцикл.В СССР хорошо развивалась сеть мотозаводов с единой программой производства и модернизации.Каждые три четыре года проходило обновление модельного ряда,хотя в общем менялась только внешность мотоциклов.С ростом производства одним Ижевским заводом в год выпускалось около 350 000 мотоциклов.Двухколесный друг основательно входил в жизнь советских граждан.

Однако несмотря на мощный толчок, данный послевоенному производству отечественной мототехники, дальше темпы пошли на спад. Ввиду плановой экономики СССР заводы были нацелены на выпуск строго определенной модели, но огромными партиями. Повышенный спрос на мотоциклы позволял не вносить в конструкцию принципиальных изменений десятилетиями. В результате игнорировались новые перспективные разработки как в технической части, так и плане внешнего дизайна, а отсутствие конкуренции между предприятиями снижало качество. Когда же стал более или менее доступным автомобиль, мотоцикл мгновенно потерял престижность и, утратив былую популярность, перешел в сферу транспортного средства для развлечения.

#мото #мотоциклы ссср #техника ссср #назад в ссср #советские мотоциклы #мотоцикл урал #мопеды #top #мотоцикл урал #история мотоциклов

Также читайте:

ВСЕ МОПЕДЫ МОКИКИ СССР ТЕХНИКА СССР
dzen.ru
Наши Мопеды 90х
dzen.ru

Чехословацкая Легенда едет в СССР
dzen.ru
Необыкновенно "Заряженный" ВАЗ 2106
dzen.ru
Двухконтурная система зажигания на ВАЗ 2101-06,2108-09,2121 Нива,ЗмЗ 402,Таврия.
dzen.ru