1,7K подписчиков

Кузьма Петров-Водкин. «Селедка» Символизм в простых вещах

533 прочитали

Кузьма Петров-Водкин мой самый любимый художник и точка! У меня есть конечно же ещё пару десятков любимых живописцев, но Кузьма Петров-Водкин это моя любовь на всю жизнь. Он навсегда оставил след в моём сердце...

Кузьма Петров-Водкин. Автопортреты
Кузьма Петров-Водкин. Автопортреты

Из провинциального городка Хвалынск

Кузьма Петров-Водкин – художник, график, писатель, педагог. В 1930 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Родился в бедной семье сапожника из провинциального городка Хвалынск. Тот самый городок, в котором я провела своё детство. Это райское местечко на берегу Волги с редкой природой, старинной архитектурой и невероятными яблоневыми полями.

Хвалынск — один из самых старых городов Саратовской области, основанный в 1556 году как русский сторожевой пост Сосновка на волжском острове Сосновый. В 1606 году поселение было перенесено на место современного города и стало селом Сосновый Остров. С 1780 года — уездный город Хвалынск. Кому-то этот городок известен как родина художника-новатора К.С. Петрова-Водкина — это красивые уютные улочки, будто переносящие нас в прошлое. Здесь нет суеты, автомобильных пробок, многоэтажной застройки. Хвалынск — это преимущественно 1-2-этажные домики конца XIX — начала XX вв., неспешная жизнь и дети, знающие радости настоящей жизни без интернета.
Хвалынск — один из самых старых городов Саратовской области, основанный в 1556 году как русский сторожевой пост Сосновка на волжском острове Сосновый. В 1606 году поселение было перенесено на место современного города и стало селом Сосновый Остров. С 1780 года — уездный город Хвалынск. Кому-то этот городок известен как родина художника-новатора К.С. Петрова-Водкина — это красивые уютные улочки, будто переносящие нас в прошлое. Здесь нет суеты, автомобильных пробок, многоэтажной застройки. Хвалынск — это преимущественно 1-2-этажные домики конца XIX — начала XX вв., неспешная жизнь и дети, знающие радости настоящей жизни без интернета.
Мемориальный дом-музей К. С. Петрова-Водкина. Саратовская обл. г.Хвалынск, ул, Ленина, 208
Мемориальный дом-музей К. С. Петрова-Водкина. Саратовская обл. г.Хвалынск, ул, Ленина, 208

Любовь с детства

В детстве я очень часто проводила время в доме-музее Петрова-Водкина. Я как-то нашла книгу музея А.Н. Радищева у бабули в библиотеке и часто разглядывала картину на странице этой книги. Это картина "Девушки на Волге 1915".

Государственная Третьяковская галерея.  К. С. Петров-Водкин "Девушки на Волге 1915".
Государственная Третьяковская галерея. К. С. Петров-Водкин "Девушки на Волге 1915".

Молодые крестьянки, как будто мадонны

Иван Есаулков

Молодые крестьянки, как будто мадонны,

На холсте живописцем изображены.

Встали на берегу Волги, как на иконе,

Лики всех четверых одухотворены.

Фреску древнюю холст этот напоминает...

Юбку резким движеньем спускает одна,

А вторая неспешно косу заплетает,

Третья кофту снимает, и неги полна.

Как цвета у одежд героинь плавно льются,

Как они в полукруг встали на берегу!

И с малышкою вместе подружек дождутся –

Торопливо по склону те к речке бегут.

Как Петров-Водкин изобразил гармонично

Грациозность и гибкую силу их тел!

Как движения в танце, их позы ритмичны -

Воплотить в полотне всё художник сумел

Меня эта картина вводила просто в транс....

Меня поражало, что от предметов и фигур не падают тени и источник света отсутствует. Тогда почему фигуры словно светятся в пространстве? Надо сказать, что вообще картина напоминает библейские иллюстрации из моей детской Библии. Свет прямо передается через цвет. Цвета буквально откровенные! Они просто горят на холсте! Возникает цветовая формула света, способствующая передаче единства материального и духовного начала. В то время я ещё не была знакома с творчеством Архипа Куинджи и меня как ребёнка поражала такая откровенность цвета Петрова-Водкина. Но эта статья не об этой картине...

"Селедка" Петров-Водкин К.С. 1918 год. Размер 58 x 88,5 см. Техника-Клеенка, масло. Государственный Русский музей.
"Селедка" Петров-Водкин К.С. 1918 год. Размер 58 x 88,5 см. Техника-Клеенка, масло. Государственный Русский музей.

Речь пойдёт о знаменитой "Селёдке" Кузьмы Петрова-Водкина. При первом взгляде на полотно, "Селёдка" вызывает во мне эмоции безысходности, холода и какой-то паники на фоне ярких цветовых решений. Лучше всего мои эмоции описывает стихотворение:

"НОВЫЙ 1918 ГОД"

Стихи В. Петрушевского

Год наступает голодный,

В центре России война,

Стонет от власти "народной"

Наша родная страна.

В зареве грозных пожаров

Тени шакалов снуют,

Дикие банды вандалов

Цепи России куют.

Подняли брата на брата

Вихри безумных идей,

Отдана щедрая плата

Замыслу кучки людей.

Грезы о счастье в тумане,

Стонет и плачет народ –

Он получил "на экране"

Хартию русских свобод.

1917

Ржавая селёдка, две картофелины и краюшек ржаного хлеба

«Селедка» Петрова-Водкина, хотя герой этого полотна – паек петроградского рабочего: ржавая селёдка, две картофелины и краюшек ржаного хлеба. Но тут развернулась перед глазами зрителя целая драматическая мизансцена! Это пожалуй самый эмоциональный натюрморт художника...

Падающая селедка
Падающая селедка

Хочется поскорее поймать со стола и съесть

Вообще я не любитель натюрмортов, но натюрморты Петрова-Водкина меня поражают своими тайными смыслами! Такое ощущение, что получив этот паёк, художник будто хочет разделить с нами радость. И эта радость так вкусно передаётся кистью художника, что селёдку хочется поскорее поймать со стола и съесть! Да-да! Именно поймать! Так как Кузьма Петров-Водкин был мастером интересных композиционных решений и перспектива в его работах всегда выглядит очень, мягко говоря, нестандартно! Предметы будто вот-вот покатятся со стола.

Картина Петрова-Водкина "Купание красного коня" - это наиболее известная картина художника и немногие знают, что в его арсенале огромное количество работ на совершенно разные темы. «Купание красного коня» Петрова-Водкина, рассматривают как символ Революции 1917 года. Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.
Картина Петрова-Водкина "Купание красного коня" - это наиболее известная картина художника и немногие знают, что в его арсенале огромное количество работ на совершенно разные темы. «Купание красного коня» Петрова-Водкина, рассматривают как символ Революции 1917 года. Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Это стол? Скатерть?

Я сначала не совсем могла понять, из каких материалов сделана драпировка под предметами. Сельдь находится на драпировке волшебного василькового цвета. Художник будто выделяет синим цветом сельдь на фоне кирпичного цвета бумажной скатерти.

На полотне виден примитивный стол, скорее всего это две табуретки сдвинутых рядом, на них лежит картина, чтобы не испортить ее поверхность, ее накрыли вместо скатерти бумагой яркого цвета. Под этой бумагой определяется полотно ранней работы, и в углу есть подпись Петрова – Водкина.
На полотне виден примитивный стол, скорее всего это две табуретки сдвинутых рядом, на них лежит картина, чтобы не испортить ее поверхность, ее накрыли вместо скатерти бумагой яркого цвета. Под этой бумагой определяется полотно ранней работы, и в углу есть подпись Петрова – Водкина.

Вообще надо сказать, что материальность предметов передана невероятно точно. Кажется, что если прикоснуться к драпировке, она точно захрустит! Жирная, масленая селёдка светится всеми цветами радуги! Слегка заветренный хлебушек как будто катается на уголке корки и вот-вот укатится под стол. В тельце селёдки отражаются сказочными оттенками яркие цвета бумаги. Кузьма Петров-Водкин вообще любил работать с отражениями предметов...

К.С.Петров-Водкин, "Утренний натюрморт" 1918 год. На поверхности чайника отражаются лежащие на столе яйца, а если присмотреться, то можно разглядеть отражение кота, край стола и синеву букета.
К.С.Петров-Водкин, "Утренний натюрморт" 1918 год. На поверхности чайника отражаются лежащие на столе яйца, а если присмотреться, то можно разглядеть отражение кота, край стола и синеву букета.
К.С.Петров-Водкин, "Натюрморт с призмой" 1920 год. Призма словно повторяет окружающий мир в разных его ракурсах и плоскостях. Это словно параллельные меры Петрова-Водкина.
К.С.Петров-Водкин, "Натюрморт с призмой" 1920 год. Призма словно повторяет окружающий мир в разных его ракурсах и плоскостях. Это словно параллельные меры Петрова-Водкина.

Любование скромным миром

Это невероятно! Но такое чувство, что художник хотел показать, как он видит свой обед. Я действительно вижу натюрморт его глазами! Я так же чувствую с какой душевной теплотой и любовью написан натюрморт! Парадокс! Вроде картина вызывает печаль и даже безысходность, но я чувствую уют и тепло от этой картины! Почему? Да потому что в центре картины не сами предметы, а некое любование скромным миром, душевная теплота и просто добрая душа художника...