Размышления о жизни долгосрочного инвестора.
Сама статья получилась достаточно длинной. Ну и сразу разочарую тех, кто хочет волшебную таблетку и гарантию результата. Тем более, от меня. Ни того, ни другого у меня нет. И у вас вряд ли будет.
Здесь будет приведен процесс поиска, исходя из моего личного опыта. Но не только моего, но и человека, моего одноклассника, который нашел себе работу в ОАЭ. Причем в направлении автопрома. Нашел, кстати, живя в Тольятти, через ресурс Linkedin. Вот после майских переезжает.
Ну а из моей личной истории и опыта видно, что я тоже не раз менял работу. В том числе переезжал в разные города и регионы страны.
И если до 2008 года работы, откровенно говоря, были так себе и без каких-либо достойных финансовых доходов, то вот с 2008 каждая новая работа открывала мне новый мир дополнительных возможностей.
Сама цепочка должностей мне кажется показательной:
- с 2008 по 2013: менеджер по импорту от без категории до 1 категории;
- с 2013 по 2015: главный специалист по локализации;
- с 2015 по 2018: начальник Коммерческого отдела (закупки ВЭД);
- с 2019 по 2022: руководитель Службы закупок и логистики (тот же ВЭД, но в подчинении 2 отдела и процесс их взаимодействия)
Опыт мне видится успешным.
Тут сразу укажу, что у меня нет никакого блата, я не работал с чьими-то родственниками. И все работы, кроме КАМАЗа я находил сам.
А на КАМАЗ меня рекомендовал отец, когда я вернулся из Казани в Челны и хотел кардинально сменить профиль работы от того, что было в Казани: охранник, штамповщик, водитель погрузчика, сотрудник склада и зала.
Отец ранее работал с тамошним начальником Отдела импорта, но кадровые решения принимал не он, он лишь передал резюме. И собеседования я проходил не с ним.
Ну и так, между делом скажу, что меня брали вместо человека, который вообще был сыном одного из директоров заводов КАМАЗа. Но накосячил в кризисный 2008 год. И ему его блат не помог: его убрали и взяли меня, с нуля, чисто благодаря моему английскому. Ну и готовности развиваться.
А я в той компании отработал до лета 2013, после чего уже совершенно самостоятельно нашел вакансию и ушел в Мерседес.
При этом, в моей системе ценностей, каждая следующая новая работа должна быть в чем-то лучше, чем предыдущая и давать больше возможностей. Ну и зарплата тоже должна быть ощутимо больше.
Так вот, в этой статье озвучу мои критерии и порядок поиска работы. Которые буду использовать в том числе и после майских для поиска своего нового места работы. И тоже на долгосрок)
1. Я - адекватный человек. Оценка себя.
Лично я всегда адекватно оцениваю свои реальные компетенции и возможности. А также свой реальный опыт.
Я вряд ли интересен условному Газпрому (можно подставить название любой другой известной и денежной компании) на должность условного заместителя Миллера.
По факту я - закупщик + логист, преимущественно по направлению ВЭД. Причем тут тоже есть разные направления. Допустим, FMCG, строительство, фармакология, нефтегазодобыча - имеют совершенно иную специфику, чем автопром, с которым я имел дело с 2008 по 2022 год. И мой опыт туда вряд ли применим без серьезного переобучения.
Закупки закупкам рознь. Я думаю, что вряд ли вы доверите делать серьезную хирургическую операцию условному проктологу или даже сразу патологоанатому. А есть еще ветеринар. Хотя вроде все - врачи.
Мои реальные направления для поиска, исходя из моего текущего опыта: автомобилестроение, машиностроение, косвенно авиация (хотя и там своя специфика), станкостроение и смежные с ними области.
Нет, пробовать подавать резюме можно куда угодно. Только вот среди сотен соискателей наверняка окажутся резюме тех, кто имеет более релевантный и подходящий опыт и навыки. И на их фоне ваши шансы на получение шикарной должности будут ничтожны. Сорямба.
Вот я, например, никогда ранее не работал в SAP. Есть большой опыт работы в Excel и 1С, но я бы не сказал, что даже он "продвинутый".
Да, я могу научиться. Благо много всяких и курсов, и видюшек. Но кто-то должен научить и на практике: что нажимать, какие опции использовать. и одно дело показать специфику данной компании, другое показывать, что вот менюшка "закупки", вот так 40 минут создается заявка на закупку.
Опять же, КПД начинающего будет в разы ниже. Когда мы переходили на собственную Базу данных вместо Excel, то заявку на закупку занимало составить минут 40-50, со всеми полями и вкладками.
Сейчас опытный закупщик делает эту же заявка минут за 10-15.
Особенно вас будут не готовы брать, если вы хотите сразу хорошую зарплату. Она предполагает вашу возможность начать приносить пользу/прибыль компании прям с первой недели работы (в первый день обычно сложно: пока настраивают почту и дают на ознакомление и роспись всякие инструкции, от ТБ до должностной + знакомство с коллективом и поиск ближайшего туалета и столовой).
Кроме того, самый просто пример: знание английского. Многие его "бесплатно" и "обязательно" и в школе не выучили. Но когда приходят на собеседование, через одного "поют", что вы меня только возьмите, а я уж за полгода-год освою до разговорного.
Ага, 2 человека, которых взял. Первый за 4 года так и не выучил хотя с полгода (еще до п@нде-мии) ходил на наши внутренние курсы. Директор организовал корпоративное обучение с утра, 2 раза в неделю. Где-то около года это длилось, потом схлопнулось.
Второй 2 года отработал - так и не начал ничего изучать. Хотя у него напротив сидели 2 коллеги, которые по профилю диплома - учителя английского языка, в том числе оба знали еще и немецкий. А второй парень еще и владел польским, а также мог изъясняться на баскском наречии. Лично видел, как он с таксистом во время командировки в район Бильбао на баскском общался минут 40.
Поэтому, если в вакансии есть требование "хорошее знание SAP", я обычно даже не откликаюсь. Равно как и на вакансии, где требуется реальное знание китайского языка. Хотя формально у меня есть даже сертификат о базовом курсе. Но на "нихао" и "щейще" далеко не уедешь. А на большее моих текущих познаний - не хватает.
И это все легко проверяется. Ну да и что вы будете делать, когда на первой рабочей неделе вам дадут конкретное задание с применением того, в чем вы вообще не разбираетесь? Не говоря уж про КПД.
Лично я так на собеседованиях кандидатов в закупки буквально за 5 минут выявлял в резюме ложные "заявления" об отличном владении языками, Excel, работы в 1С, навыков технического перевода и прочее. А с кандидатом, который откровенно врет, да при этом и не имеет базовых навыков - дальше разговаривать в общем-то и не о чем.
Помнится, пришел в логистику дядечка лет 50 устраиваться. Якобы 20 лет в логистике ВЭД. Даю ему простейшую задачку, которую та же Анна Борисовна, которая закончила Плехановку с красным дипломом, а потом возглавила отдел Логистики и ТО - на собеседовании решила, не думая, меньше, чем за минуту.
Если грубо, то там 4 точки на картинке с границами и таможнями. И надо к каждой из 4 точек выбрать и проставить 4 условия поставки: EXW, FCA, DAP, DDP. Кто занимался и в теме, тот за полминуты сделает. Может на DAP и DDP задумается. Секунд на 5.
Для понимания сложности задачки: расставьте в алфавитном порядке буквы Ж, О, П, А. Любой первоклассник должен справиться. А вот дядечка пыхтел 5 минут, потом сказал, что не помнит. На этом мы с ним и расстались. Или он врет, или он непонятно чем занимался 20 лет.
В общем, врать точно не стоит. Если не подходите - не откликайтесь. Сэкономите свое время. И время рекрутера/кадровика.
Но, как вариант, если вы по деньгам готовы получать ощутимо меньше, можно пробовать на вакансии начинающих специалистов, в компаниях, где готовы обучать и развивать. Но это точно не в Газпром, а в компании попроще. Когда наберетесь опыта, есть шанс свалить дальше. Но это неточно. Можно так и остаться в ООО "Солнышко".
Сваливать вовремя - это отдельный навык. Даже если вникуда.
Задача 1: составить список своих реальных компетенций и текущего опыта. Так дополнительно можно увидеть свои слабые стороны, которые можно попробовать подтянуть на различных курсах, пока ищете работу.
Кстати, лично я ходил на курсы базового владения Excel. Сам, за свой счет.
2. Создание резюме и его размещение на ресурсах.
Ну тут детально не буду. Даже тут, на Дзене, полно профильных блогов от профессиональных кадровиков. Рекламу давать не буду)
Но для себя важным считаю следующие аспекты:
- релевантность: должен быть ваш реальный релевантный опыт, соответствующей той вакансии, на которую вы претендуете. И не стоит в одну кучу собирать все хотелки. Вот даже я - больше закупщик, чем логист. И в резюме я делаю упор на опыт в закупках, логистику упоминаю лишь косвенно, как показатель, что я понимаю смежные процессы и смогу обеспечить взаимодействие.
- опыт работы: от последнего к первому. Если есть опыт давний и неактуальный под желаемую вакансию, то его стоит или максимально кратко указать, что было и было. Или вообще пропустить. Правда, по пропускам надо быть готовым давать пояснения, чем вы занимались. Лично меня, как руководителя, когда человек по году или два не работал (по резюме) - напрягает. И выяснять хочется далеко не всегда. Опять же, соискателей уйма и всегда есть пара кандидатов, которые будут иметь приоритет, после которых все остальные становятся уже неинтересными и ненужными.
Чисто для примера, при поиске нового кандидата в закупки (до 2019 года это были именно новые позиции, а не замена ушедших, т.е. спешки не было), я просматривал от 50 до 80 резюме, из которых проводил реальные собеседования от 7 до 14 кандидатов. Иногда по 2 в день. На работу, как вы понимаете, брал только 1, самого подходящего. - конкретные цифры: любая реальная работа - это всегда цифры. КПД, производительность, объем документов, результаты. В процентах, в долях, в разах, в валюте, в часах. Если есть лишь общие фразы типа "работал работу, получал зарплату, отдыхал в отпуске" - ну такое оно себе. серое, безликое. И на этом фоне сразу выделяется и бросается в глаза резюме профи.
Допустим, вот я видел резюме своего одноклассника, который в ОАЭ едет. Просто читая резюме понимаешь, что человек реально это все делал, с конкретным измеряемым результатом. А не просто нажимал "ответить всем" в Outlook или "одобрить все" в 1С.
Кстати, если будет в описании и конкретная профессиональная терминология - это тоже хорошо смотрится. Допустим не просто "регулярные поставки импорта из Китая", а "отгрузка на условиях EXW, FCA, FOB из Шанхая, Гуанчжоу, Пекина контейнерными перевозками в объеме до ста 40-футовых контейнеров в месяц, на условиях отсрочки платежа в 30 дней."
Или вместо поиск "локальных поставщиков" вот так: "из номенклатуры 1200 SKU локализовано 38,9%, затраты снижены на 60% при годовом объеме закупки 150 млн рублей" (цифры из головы, если что, никаких коммерческих секретов не раскрываю, у меня NDA подписано). - объем информации в резюме: поверьте, работодателю неинтересно читать вашу биографию со дня рождения. Как говорят, рекрутеры и кадровики смотрят резюме 20 секунд, после чего уже имеют решение, читать его дальше или отложить. Навсегда. В идеале, как пишут, весь ваш актуальный опыт и резюме должны уложиться в 2 страницы (не листа). Лучше на 1. У меня втиснулось на 2.
При этом не стоит и писать 8-10 шрифтом, такое просто читать не будут. 11 или 12 - это предел допустимого, но лучше 14.
Старайтесь писать лишь самое ценное и важное. Как я сказал, лучше выкиньте весь нерелевантный опыт, или где вы там в институтские годы подрабатывали летом. Это мало кого впечатлит, если это не была прям профильная практика по текущему направлению на известном предприятии. Опыт стажера в отделе маркетинга ООО "Ромашка" в Пензенской области мало кого впечатлит. - фото: должно быть актуальным и официальным. Не надо использовать и фото 10-летней давности, если сейчас вы выглядите иначе. Это тоже похоже на некий обман. Ну представьте, вам на стол попадет резюме с фото Милы Йовович из "Пятого элемента", а по факту на собеседование придет предпенсионная Вупи Голдберг.
Ну и всякие там пляжные, креативные и новогодние снимки тоже неуместны. Лично я сходил в фотоателье, где делают снимки на документы (на паспорта, визы), и сделал себе официальное фото, которое вставляю в актуальное резюме.
И раз я по факту лысый - то кудри себе в фотошопе не рискую. Если же в компании по любым причинам не любят лысых - ну пусть сразу будут в курсе, что за резюме к ним попало))) Брюс Уиллис тоже туда не пойдет. - контакты: должны быть актуальными и дающими к вам реальный доступ. Если по этому контакту вы доступны лишь раз в неделю - то и нет смысла его указывать. И да, номер телефона тоже должен быть ваш. Никто не будет вам названивать и написывать неделями, если вы не отвечаете или вместо вас трубку берет ваша мама или дружбан, чей номер вы указали для связи, а он передаст.
- электронная почта: блин, это вот реально катастрофа. Когда в качестве контакта вроде бы интересного кандидата указана почта в стиле условно Killer@, или Princess NY@. Ну реально, вот неуместно. Лично я для себя создал простую почту, которую использую только для резюме и общения во время поиска работы. Условно A.Ivanov@yandex. Если занято, то как вариант можно добавить год рождения. Выглядит более приятно и официально. Да и степень взрослости тоже показывает.
- адекватность подачи: вообще, стоит придерживаться официально-делового стиля подачи. Хотя, если вакансия позволяет вольности, возможно, уместен юмор. Пару раз, при поиски кандидатов на вакансию "Секретарь отдела" попадались очень яркие резюме с очень тонким и уместным юмором в разделе "о себе". К сожалению (моему), обе девушки уже нашли работу и забыли убрать резюме из поиска.
- желаемый уровень зарплаты: многие резюме, как и вакансии, почему-то не указывают желаемые/предлагаемые цифры. Лично мне это кажется странным и неудобным: можно потратить время впустую на общение с кандидатом/работодателем, чьи требования/возможности заведомо не совпадают.
Лично у меня всегда есть 3 конкретные цифры: минимум, норма, максимум. В резюме я указываю норму. Если вакансия окажется интересной и перспективной, с возможным ростом зарплаты в будущем, то я готов подвинуться от нормы в меньшую сторону, тем более, нередко работодатель пытается торговаться. При этом и я, как хороший закупщик, однозначно буду пробовать торговаться за максимум. Особенно, если в процессе переговоров видно, что работодатель может и готов платить больше.
Но при этом ниже минимума (на сегодня это 150К чистыми) я просто не соглашусь. Меньшей зарплаты мне не хватит, в том числе и на инвестиции - а для меня это приоритет на ближайшие 9-10 лет. И у меня не настолько все плохо, чтобы идти работать за меньшие деньги, чем мне нужно на нормальный уровень жизни.
Тем более, что я снова адекватно оцениваю свои возможности для работодателя, и сколько денег я могу его принести.
Из реальных цифр: в 2018 году мой отдел из 6 человек сэкономил на закупках за год в 78 миллионов рублей. Это без учета оптимизации и снижения затрат на логистику, т.к. отдел логистики появился в 2018 году (а пошлины и НДС по импорту платятся с учетом и от закупочной цены). При тогдашней моей зарплате в 1,56 млн рублей за год, мне кажется, это весомый вклад в успешное развитие компании.
Кстати, после этого, с 2019 мою зарплату и увеличили. - отсутствие ошибок и опечаток: поверьте моему опыту, даже если понятно, что это оЧеПятка - то смотрится это тоскливо. А уж если при этом вы дальше в резюме указываете в личных навыках "грамотность речи" и "внимательность к деталям" - ну вообще практически приговор. Ибо похоже на вранье и несоответствие резюме заявленным качествам кандидата. Значит, все остальное указанное может быть тоже пустой болтовней или враньем. И проверять - не хочется.
Лучше проверьте, дайте проверить. Но ошибки реально неуместны. - Кстати да: после того, как устроились, желательно скрыть резюме из общего поиска. Ну или как минимум не обновлять его дату. Выглядит как минимум, странновато) Лично я всегда свое резюме скрываю.
Ну и помните, что резюме не даст вам саму работу. Это лишь как рекламный буклет: увидев который будет приниматься решение, захотят с вами дальше пообщаться или нет. Причем, как правило, решение о приеме на работу будет приниматься другими людьми, а не тем, кто его "нашел".
Т.е. в резюме нет смысла расписывать вообще весь ваш опыт и ваши достоинства. Укажите ключевые факторы, навыки, плюсы. Про минусы расскажете на месте, если такой вопрос зададут (обычно задают, я задавал - показательный момент).
Задача 2: составить резюме, можно даже в Word, а потом заполнить в формах на профильных сайтах. Причем я всегда заполняю 2 формы: на русском, и на английском. Это тоже сразу видно, делался ли полноценный перевод или просто перевод машинной формы.
3. Поиск работы. Активный.
Это самая важная фаза. Активный поиск.
Многие просто создают резюме и все. И иногда, раз в 2-3 недели его поднимают в поиске. Если еще поднимают. Мол ищите меня, кому я нужен.
Так - не работает. Проверено на личном опыте, когда еще жил в Челнах.
А после переезда в Москву в разгар кризиса (январь 2015), когда людей пачками сокращали с насиженных мест, а кандидатов, в том числе с опытом работы, было уйма - просто сидеть и ждать не было возможности.
Кстати, вот тоже пример. Попадается вам резюме парня, который ищет работу в Москве. Но весь предыдущий опыт работы предыдущие 10 лет - это Казань и Набережные Челны (Татарстан).
Насколько вы реально готовы его рассматривать? Ведь понятно, что ему надо снимать жилье, ему надо с нуля осваиваться в Москве. Со временем у него будут расти хотелки в мире столичных возможностей. Понятно, что он приехал зацепиться. А уже получив какие-то стартовые позиции и гарантии, будет искать дальше.
Ну вот я оказался не такой и честно развивался и рос вместе с компанией все 7 лет, что мне были отведены. Но мне поверили и дали шанс.
Но перед этим, чтобы шанс этот получить, мне пришлось попотеть.
В Москву я приехал поездом из Казани, утром 21.01.2015. Заселился к однокласснику в Свиблово, у меня было 3 недели на то, чтобы найти работу и освободить место к 14 февраля. Если, конечно, я не хотел бы занять место дамы сердца в день любви))) И я очень не хотел.
Следующие 4 дня подряд я ровно в полночь садился и лез на сайты HH и Superjob (не реклама, до сих пор их использую).
Далее в поиске я вводил 1 из 3х слов: "закупка/закупки", "логистика", "ВЭД". В поиске фильтровал все вакансии за месяц (еще раз, январь 2015, прошлогодние вакансии вряд ли с декабря перешли в новый год, ну или что-то с ними не так, если их окрыли в прошлом году, и они до сих пор остаются незакрытыми).
В поиске выдавало кучу вакансий. Причем я не ставил зарплаты, т.к. большинство вакансий без указания зарплатных уровней, но там тоже может попадаться много интересного.
И вот ровно с полуночи до 3-4 утра я лопатил все эти вакансии. За 4 ночи получилось просмотреть свыше 6.000 вакансий.
При этом (как я писал, я - адекватно оцениваю себя), я откликался только на подходящие мне вакансии, с совпадающими требованиями и опытом. Условно в сегменты Fashion, FMCG, фармацевтика я даже не откликался. Даже если там предлагали более высокие зарплаты.
Аналогично, если были прописаны требования обязательного знания итальянского, немецкого, китайского, испанского, польского и прочих языков, которыми я явно не владею - на такие вакансии я тоже не откликался. Хотя попадались очень интересные вакансии в иностранные компании с поставками из Италии, Австрии, Испании. И с очень высокими зарплатами даже для специалистов, выше 100К на 2015 год.
Но понятно, что я бы туда не подошел. И даже если бы как-то обманом "пролез" на собеседование, то как дойдет до реального общения с носителем - будет провал и позор. Оно мне не надо.
Кроме того, вообще не рассматривал для себя такие направления: табак, алкоголь, всякие газировки (Pepsi, Cola и прочее). В этом плане у меня есть принципы. И в таких компаниях я работать никогда не буду.
Не буду я их рассматривать и сейчас. Хотя то же "Красное и Белое" мелькает даже в текущей подборке рекомендованных и подходящих вакансий. И категорийным менеджерам по алкоголю там "предлагают" до 200К в месяц. Мне неинтересно. Принципиально нет.
В общем, из 6.000 отсмотренных вакансий я откликнулся на 180. Желающие могут посчитать КПД или воронку откликов )))
К каждому отклику я писал короткое (2-3 абзаца) сопроводительное письмо. Тоже считаю, что это показательно и правильно. В нем описываешь те свои качества, которые указаны в вакансии, и которые ЯВНО могут быть полезны работодателю.
Допустим, компании интересен опыт работы с Китаем. Ты пишешь "имею опыт поставок автокомпонентов из Китая (Пекин, Шанхай, Циндао) для нужд сервисной сети и главного сборочного конвейера ПАО "КАМАЗ". Участвовал в командировках в Китай и аудитах китайских производств, а также подготовке двуязычных договоров поставки."
В этом случае выше шанс, что твое резюме в принципе откроют. Потому что в 2015 году последний опыт работы на Мерседесе не показывал, что я работал ранее с Китаем, а до КАМАЗа могли и не дочитать. Ибо локализация в РФ и импорт из Китая - это разные вещи и задачи.
А так, в сопроводительном ты сразу показываешь свой главный подходящий плюс и релевантный опыт, даже если он не был на последнем месте работы. Но ведь он есть?
Если же ты просто "тихонько" заглядываешь в описание вакансии и не откликаешься - то и выхлоп будет равен нулю. Если за день откликается по 10-15 человек (а в крупных компаниях - в разы больше, которых надо просмотреть, согласовать кандидатуры лучших, назначить и провести собеседование, то заниматься "просто просмотревшими" - некогда.
Задача 3: изучать вакансии и активно откликаться на интересные.
4. Больше ресурсов и попыток - выше шанс на успех.
Вот представьте: вам прям понравилась какая-то одна вакансия в конкретной компании. Вы на нее откликнулись и все. Ждете. Вы хотите работать именно и только там.
Какой шанс, что вам повезет?
Приблизительно ноль.
Так что откликов должно быть много. Понятно, что не на все подряд, но и не 1-2 отклика.
Я вот в апреле откликнулся на какую-то вакансию директора по снабжению в Челябинск. Какое-то крупное металлургическое производство. Но сама вакансия была размещена была через кадровое агентство, так что что за завод и работодатель - непонятно. В итоге из кадрового 3 раза заходили, смотрели резюме, но далее так ничего и не последовало. Не заинтересовал. Бывает.
Кстати, можно активно использовать сами кадровые агентства. На том же HH они представлены в большом количестве. Там в описании обычно есть ссылка на их официальный сайт.
Вот на сайте можно в контактах найти корпоративную почту. В принципе, я скидываю свое резюме в .pdf с небольшим описанием. Что вот, в настоящее время ищу работу. Откликался на сайте hh вот на такую вакансию, но дублирую и на почту агентства. Возможно, будет возможность добавить меня в базу кандидатов, в том числе и на перспективу, под будущие вакансии такие-то и такие-то (в моем случае Руководитель закупок ВЭД и Руководитель логистики ВЭД).
Хуже точно не будет. Как минимум, ваше резюме может запомниться благодаря вашей активности.
Сейчас есть еще всякие группы в ВК с публикуемыми вакансиями "для своих". Наверняка есть телеграмм-каналы. Может даже и платные. Но это уже каждый решает сам для себя.
5. Время и количество попыток.
Выше я привел цифры: за 4 ночи я перелопатил 6.000 вакансий только со словами "закупки", "логистика", "ВЭД". Остальное на тот момент я не рассматривал. Кстати, если уж не срастется по профильным направлениям, после можно посмотреть, что предлагают в остальных областях. Возможно, где-то ваш опыт окажется приемлемым.
Из 6.000 вакансий лично я откликнулся на 180. И к каждому отклику я писал сопроводительное письмо, по сути.
Из этих 180 откликов:
- 90 компаний так и не просмотрели мое резюме, даже спустя месяц, когда я уже работал на своем новом месте; Причем на некоторые особо интересные вакансии я отправлял по 2-3 отклика в течение недели;
- из оставшихся 90 компаний 88 так или иначе или просмотрели и ничего не ответили, совсем - сюда повторно я уже не направлял запросы. Или ответили на сопроводительное, что мол, сорямба, но вы нам не подходите. Хотя, опять же, я считаю себя адекватным и не откликался на вакансии, куда я не подходил (по их же описанию) хотя бы на 80%;
- Только 2 компании прислали мне приглашение на собеседование. Из 180 откликов. Две. Причем, обе в один день.
Но что важно, из одной компании мне на указанный в резюме номер (новая московская симка, купленная после переезда) позвонила сама кадровичка и прям залила меня восхищением и елеем. Мол увидели резюме - в полном восторге, и срочно хотят со мной пообщаться, пока меня не перехватили другие. Что других было немного - они не знали)
Причем разговаривать предстояло сразу с собственником компании.
Понятно, что я и договорился с ними о встрече. Которая состоялась 7 февраля 2015 года. Т.е. у меня до "часа Х" и съезда из Свиблово оставалось меньше недели.
Компания была тогда небольшой, всего 35 человек. И все сидели в одном съемном крыле, включая и генерального директора, он же собственник.
Суммарно мы с ним общались минут 15 наверное. Кстати, он моложе меня. Но общались уважительно, на вы, как и все последующие 7 лет.
Через 15 минут он сказал, что мол такого кандидата как я, они не могут найти уже более полугода (и это в Москве блин) Все, кто приходили ранее, или даже наполовину не имеют того опыта и знаний в автопроме и поставках автопрома, как я. Или просят нереальные ценники, при этом не гарантируя ничего.
И в итоге, при том, что я откликался на вакансию специалиста по импортным закупкам, мне предложили должность руководителя отдела закупок. Который почему-то захотели назвать "Коммерческий отдел". Ну типа деньги, платежи, поставки - коммерсанты. Ну а мне название - не принципиально. Хоть Коммерческий, хоть Коммерсантский.
Понятно, что я согласился. Тем более, что с генеральным мы как-то сразу смогли установить отличный личный контакт. При этом от второго собеседования я отказался, позвонил по телефону и сообщил, что уже нашел себе место работы. Там вроде и не сильно расстроились.
При этом главной моей задачей на новом месте стало за 2015 создать полноценный отдел закупок, с нуля. Разработать и внедрить процесс закупок и поставки, включая и логистику, но с привлечением внешних перевозчиков и брокеров. Чем я и занялся.
Уже в июне у меня появился мой первый сотрудник, Татьяна Дмитриевна. Которая стала моим "первенцем" и любимицей, и проработала 5 лет. Нет, это не предпенсионная дама, это молодая леди, недавно после ВУЗа.
Оу... какая ж она была шикарная!.. Достаточно сказать, что помимо всех прочих достоинств она была действующим пилотом гоночного болида университетской гоночной команды.
В 2017 они, единственные из России, участвовали в международных соревнованиях в Великобритании, где она заняла совсем не последние места. Точно я уже не помню, но результат был весьма достойный.
Она же позднее была и куратором всех новичков, обучая их на испытательном сроке всем азам, включая чтение чертежей, которые творчески мастрячили и фигачили наши инженеры из КБ.
Такие вот дела. Ну да вернемся к активному поиску работы.
Надеюсь, понятно, что лучше использовать как можно больше ресурсов, а не только эти 2 сайта. Как я указал, есть альтернативная платформа Linkedin, для тех, кто владеет английским. И кто готов/умеет формировать деловые контакты и цепочки. Правда сейчас вход только через VPN.
В 2015 я еще покупал газеты типа "Работа для вас", "Работа сегодня". Но даже тогда это был шлак. Нормальной работы там было не найти, максимум подработка на время.
Кстати, если бы в феврале я не нашел работу, то у меня был и "план Бэ": чтобы не тратить ранее полученные при увольнении с Мерса по соглашению деньги. Я был готов идти работать в Макдаке. Жарить котлетки, за деньги, пусть и небольшие. Опять же, там вроде как и кормят.
Но не пришлось. Уже 11 февраля 2015 года я вышел на работу. Причем, вышел не из Свиблово, а из района гораздо ближе к работе.
Ну и так как оно взаимосвязано, напоследок поделюсь байкой. Но абсолютно реальной, из личного опыта. Не про поиск работы, но про поиск съемного жилья. В Москве, в феврале 2015.
Итак, тогда я уже нашел себе работу, на которой проработал следующие 7 лет. Но подходил дедлайн по съезду из квартиры одноклассника. И надо было столь же оперативно найти съемную квартиру на ближайшие годы.
Как я писал, я разбираюсь в логистике + очень не люблю впустую тратить свое время. Люди, которые в Москве добираются по 1,2-2,5 часа на работу в одну сторону - я их не понимаю. Я так точно не смогу. С ума сойду.
Жить-то когда?
И да, выход всегда есть. Даже если вы коренной москвич. А уж если приезжий - то вас вообще ничего не держит ни корнями, ни другим.
Так вот, этот минус был бы для меня критичным. Поэтому я его решал путем исключения следующим образом. По карте в САО условно очертил круг в 15-20 минут ходьбы вокруг работы. Замечу, что тут, в САО, это промышленная зона, и жилых районов в радиусе не так много. Кроме того, тогда еще не было МЦК, а от ближайшей станции "Водный стадион" ехать минут 20, если без пробок.
А так 20 минут пешком - и ты на работе, а вечером дома. Ну и на транспорте тоже экономия получается. Не говоря уж про время, которое бесценно. Которое можно потратить на жизнь.
В итоге в круг поиска попало всего 5 улиц. Искал в основном через Циан, лично мне кажется удобным. Плохо только, что в 90% случаев работа через посредников-риелторов. Но это не самая большая из бед. И упирается лишь в готовность платить деньгами.
В общем, нашел симпатичную квартирку за 30К, буквально в 2х остановках дальше, чем сейчас живу, уже более 7 лет.
Но из требования - московская или подмосковная прописка. Странно. Ну ок, думаю, позвоню, пообщаюсь. Может им все же деньги приоритетнее.
Сначала ответила женщин-риелтор. Минуты 2 пообщались. Вообще, говорит, хозяйка не жалует из провинции, но дам ваш телефон, позвонит. Мол давно квартира стоит без жильцов.
Вечером звонок, мол так и так, сдаем. 2 минуты пообщались, вроде как все нормально. Далее диалог (передаю суть, по памяти):
- А почему у вас прописки нет?
- Так я из другого города приехал. Была б тут прописка, я б, наверное, не искал съемную квартиру. Вам прописка нужна или деньги? Давайте я сделаю за 5К себе прописку и буду жить бесплатно тогда
- Не, ну деньги нужны канешн. А откуда вы приехали? {а какая разница?}
- Набережные Челны.
- {пауза} А где это такое?
- Это Татарстан.
- {пауза, далее ВОЗМУЩЕННЫМ ГОЛОСОМ} Мы ЧЕРН0Ж0ПЫМ свою квартиру НЕ СДАЕМ!!! {и бросает трубку}
У меня был ступор минуты на 2. Слушал гудки.
Потом ржал как конь и лось в голосину минут 10!!! )))
Это я-то, русский славянин, Николай Владимирович, белобрысый в школьные и институтские годы, а теперь лысый - это я и черн0ж0пый?)))
Это у которого по отцовской линии бабушка из-под Бреста, а дед был партизаном в Брянских лесах, а по маминой линий - Нижегородская область - это я-то черн0ж0пый? ))))
Или это у шиз0идной москвички (еще вопрос, кстати) вакуум и нулевые познания в географии. Если она не понимает, что Татарстан - совсем не равно ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Таджикистан и прочие -станы.
Адекватных всем работодателей. И зарплатоплатителей)
Я же после майских праздников сам начинаю активный поиск, по сценарию января 2015 года. 4-5 ночей - да не вопрос.
Кстати, почему ночью? До потому что утром кадровик приходит на работу, а там уже есть ваше резюме среди немногочисленных откликов.
И ваши шансы хоть чуточку, но стали выше)
Как обычно: в этой статье нет рекламы или призывов инвестировать что-либо или куда-либо. Статья содержит мысли автора по компаниям, находящимся в его инвестиционном портфеле. Не является рекомендацией или прогнозом.