Недооцененные фильмы: «Адский ад»

Австралийско-американский комедийный фильм ужасов о том, как иногда охотники и жертвы меняются местами.

Даже брутальный мужик может попасть в серьезную переделку. Особенно если недооценит противника.
Даже брутальный мужик может попасть в серьезную переделку. Особенно если недооценит противника.

В последнее время со мной реально происходит что-то странное). Всегда скептически относился к феминистическим кинокомиксам – и тут неожиданно порадовали «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», да так, что я счел нужным написать о них в рубрике «Недооцененные фильмы». И вот теперь снова отчасти нелюбимый мной жанр – пыточный хоррор. Отчасти – потому, что это еще и черная комедия, а вот их-то я как раз очень люблю.

Рекс (Бен О’Тул), бывший участник боевых действий, зашел однажды в банк пофлиртовать со знакомой сотрудницей. Но время выбрал не слишком удачное – именно тогда, когда неким бандюкам как раз пришла в голову «блестящая» идея этот банк ограбить. Идея была так себе, потому что Рекс – парень, склонный к лишнему геройству. Да что там – отмороженный наглухо. Короче, наш банковский Рэмбо лихо расправился с бандой, но, увы, в процессе стал косвенной причиной гибели одной из работниц – и в результате загремел за решетку.

Пафосные грабители пришли убиться об ГГ фильма.
Пафосные грабители пришли убиться об ГГ фильма.

Выйдя из тюрьмы, Рекс решил радикально сменить обстановку и для начала уехать куда глаза глядят – а точнее, куда плевок из трубочки на карту прилетел. А прилетел он в Финляндию. Еще в аэропорту на Рекса явно положила глаз летящая на родину странная семейка. Но истребителю бандитов не пристало бояться пожилой супружеской пары, даже если они выглядят, как маньяки. А зря – вскоре по прилету в пункт назначения… он приходит в себя в каком-то подвале. Подвешенный к потолку и с неполным комплектом конечностей.

Как я уже писал выше, ужастики, где кто-то кого-то мучает, держит в плену и т. д. я не люблю. Я вообще не то чтобы смотрю ужасы, чтобы испугаться – взрослого человека сложно напугать чем-то, не имеющим отношения к реальности – а скорее ради мрачной, готичной атмосферы, и поэтому люблю мистический хоррор. Привидения, заброшенные дома и все такое – милый сердцу хаос запустения, напоминающий о бренности всего сущего. Кишкимозги мне не интересны – не страшно, а, скорее, гадко. В слешерах хотя бы есть какая-то «движуха» – все бегают, маньяк устраивает засады, ловушки, жертвы тоже пытаются; интересно, кто спасется, а кто погибнет и как. Ну а пытки и мучения… нездоровое в этом есть что-то.

Но у «Адского ада» есть несколько несомненных плюсов. Первый – харизматичный и неоднозначный герой. Это не школьник и не «дева в беде», это крутой мужик с очень нетривиальным взглядом на мир и сомнительными моральными принципами. Собственно, фильм и задает зрителями вопрос: а кто перед нами? Кто этот бравый усатый дядька: бесстрашный герой или инфантильный психопат? Он – бунтарь, павший жертвой системы, или все же наказали его за дело? Час за часом в подвале каннибалов Рекс вспоминает тот злополучный эпизод в банке, и, поверьте, у него есть причины для рефлексии.

Собственно, вот и второй плюс – кино поднимает важный вопрос: а так ли хороши и уместны в современном мире храбрость и мужество? Стоит ли геройствовать, или лучше подождать, пока дяди в форме приедут и всех спасут? Качества, воспитанные войной, в мирной жизни принесли герою фильма большие неприятности. Неужели правдива цитата из культового сериала «Светлячок»: «Герой – это тот, кто виновен в смерти других»? (Иронично, что в мире «Светлячка» и близко не пахнет ничем мирным и современным – сплошная разруха и Дикий Запад, разросшийся до масштабов звездной системы.)

Впрочем, разводить по этому поводу достоевщину не стоит – достаточно вспомнить хотя бы легендарную фразу из старого комикса о Человеке-Пауке. «С великой силой приходит великая ответственность». Подвиг хорош, когда это подвиг ради других, а геройство напоказ, самоутверждения для – это уже занятие с нравственной точки зрения (и с точки зрения техники безопасности) сомнительное. И Рексу, конечно, предоставится шанс совершить настоящий подвиг. Или же… очередной раз удовлетворить психопатические наклонности? И решится ли он на это – рискнуть на этот раз своей безопасностью ради другого человека?

Не все в безумном финском семействе безумны. Ради этой девушки и ее младшего брата Рекс должен будет сделать трудный выбор.
Не все в безумном финском семействе безумны. Ради этой девушки и ее младшего брата Рекс должен будет сделать трудный выбор.

О третьем плюсе этого фильма я тоже уже написал – это юмор. Вся эта дикая история показана через призму убийственной иронии. И это заставляет мириться с тем, что большую часть фильма герой болтается под потолком и претерпевает физические страдания. Нет, ну на самом же деле – не снимать же на серьезных щах кино про финских каннибалов, которые поймали и мучают бывшего зека из США?

За что «Адский ад» получил низкие оценки? Ну, во-первых, потому, что это комедийный хоррор – кино на любителя. Я уже не раз писал о том, что существует какая-то странная разновидность зрителей, которые зачем-то смотрят черные комедии и ужастики, а потом ругают их и ставят им «неуды» в Сети. Зачем смотреть такое кино, если не любишь черный юмор и кровь на экране – вопрос, видимо, риторический. Наверное, их кто-то заставляет.

Во-вторых, надо признать, что в середине действие откровенно провисает из-за объемного флэшбека о банковских похождениях нашего «рэмбо». То есть мы напряженно следим за злоключениями Рекса в подвале, ломаем себе голову над тем, как он будет выкручиваться из этой ситуации, переживаем за него – а на нас тут вываливают его рефлексию. Конечно, в этих-то флэшбеках вся идея фильма, но если смотреть «Адский ад» как чисто развлекательный ужастик – то впечатление портится, градус саспенса падает.

Ну и как комедия… Этот фильм все же больше триллер/хоррор, пропитанный иронией, чем просто юмористическое кино. То есть прямо такого уж развеселого абсурда и клоунады, как в тех же «Убойных каникулах» (которые у «Адского ада» на КиноПоиске в графе «Похожие фильмы») ждать не надо. Здесь скорее такая тарантиновская горькая улыбка, постмодернистская ирония, а не «искрометный юмор». (Если что, «Убойные каникулы» я обожаю, но ничего тарантиновского в них нет, это скорее… «гайдаевская» комедия, хоть и с расчлененкой).

Так что если вам близка эта мрачная усмешка, если уважаете триллеры и хорроры про маньяков и не лишены чувства юмора – «Адский ад» посмотреть определенно стоит.

Моя оценка - 8 из 10.