В ЗАДАНИИ №12 ЕГЭ проверяется правописание личных окончаний глаголов, которые зависят от его спряжения, а также написание суффиксов действительных и страдательных причастий, при работе с которыми нам снова приходится обращаться к глаголу за помощью. Почему же многие дети допускают ошибки и терпят неудачи при его выполнении? Зачастую это обусловлено следующими факторами:
1. Учащийся не различает похожие глаголы, у которых спряжение может отличаться. Соответственно, и гласные в личных окончаниях тоже будут разными.
Привожу список глаголов, при написании которых у учащихся возникают сложности.
Гнать – II спряжение (ОН ГОНИТ – ОНИ ГОНЯТ – ГОНЯЩИЙ)
Гонять – I спряжение (ОН ГОНЯЕТ – ОНИ ГОНЯЮТ – ГОНЯЮЩИЙ)
Слышать – II спряжение (ОН СЛЫШИТ – ОНИ СЛЫШАТ – СЛЫШАЩИЙ)
Слушать - I спряжение (ОН СЛУШАЕТ – ОНИ СЛУШАЮТ – СЛУШАЮЩИЙ)
ЖАлить-II спряжение (ОН ЖАЛИТ –ОНИ ЖАЛЯТ –ЖАЛЯЩИЙ)
ЖалЕть - I спряжение (ОН ЖАЛЕЕТ – ОНИ ЖАЛЕЮТ – ЖАЛЕЮЩИЙ)
МолОть (муку, чепуху)– I спряжение (я мелЮ, мы мЕлем, ты мЕлешь, вы мЕлете, он мЕлет, они мЕлют).
МелИть (потолок мелом) – II спряжение (я мелЮ, мы мелИм, ты мелИшь, вы мелИте, он мелИт, они мелЯт) – личные окончания ударные. Значиит, пишем то, что слышим!
МолИть (о пощаде) - II спряжение (я молЮ, мы мОлим, ты мОлишь, вы мОлите, он мОлит, они мОлят).
2. Произвольное изменение вида рассматриваемого глагола тоже является одной из причин наличия ошибок при выполнении задания № 12.
Перед тем, как поставить глагол в неопределённую форму, необходимо определить вид исходного глагола, правописание личного окончания которого вы рассматриваете. Ведь в зависимости от вида начальной формы глагола может меняться его спряжение. Помните, что все формы исходного глагола должны быть одинаковыми!
Например, необходимо вставить гласную в личное окончание глагола ОТПУСКА…ШЬ. Учащийся, не определив вид исходного глагола, допускает ошибку при определении спряжения только из-за неправильно подобранной формы инфинитива. Ведь он рассуждал следующим образом:
- ОТПУСКАЕШЬ – Н.Ф. ОТПУСТИТЬ 2 СПРЯЖЕНИЕ, ЗНАЧИТ, ПИШУ ОТПУСКАИШЬ.
ПРАВИЛЬНЫЙ ХОД МЫСЛЕЙ:
- ЧТО ДЕЛАЕШЬ? ОТПУСКАЕШЬ – ЧТО ДЕЛАТЬ? ОТПУСКАТЬ – 1 СПРЯЖЕНИЕ, ЗНАЧИТ, ПИШУ ОТПУСКАЕШЬ.
https://www.donationalerts.com/r/helena_tv
3. Неправильное определение спряжения глаголов, которые оканчиваются на –ЯТЬ.
Глаголов, которые оканчиваются на –ЯТЬ в русском языке немало. В большинстве справочников по русскому языку их рекомендуется выучить, но я всегда иду другим путём. По сути, важно запомнить написание слова КЛЕИТЬ, ТАК КАК ОСТАЛЬНЫМИ ГЛАГОЛАМИ, ВЫЗЫВАЮЩИМИ У УЧАЩИХСЯ СОМНЕНИЯ ПРИ НАПИСАНИИ, БУДУТ ТЕ, КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА –ЯТЬ И ОТНОСЯТСЯ К 1 СПРЯЖЕНИЮ.
4. Неправильное определение спряжения глагола при написании суффиксов причастий, пришедших из старославянского языка.
Напоминаю Вам о том, что если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии необходимо писать суффикс -ущ- либо -ющ-.
Как легко и просто это запомнить? В глаголе I спряжения в форме 3-его лица множественного лица (после местоимения «они») встречаются те же гласные (окончания -ут, -ют).
Думать (I спряжение) – думают – думающий.
Если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то в причастии будет суффикс -ащ- либо -ящ-.
В глаголе II спряжения в форме 3-его лица множественного лица (после местоимения «они») встречаются те же гласные (окончания -ат, -ят).
Пилить (II спряжение) – пилят - пилящий.
Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии будет суффикс -ем- либо -ом-. Читать (I спряжение) – читаемый.
Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то в причастии будет суффикс –им-.
Предлагаю Вам ознакомиться со словником, который я составила, изучив типичные ошибки учащихся при написании суффиксов причастий.
Если вам понравилась данная статья, буду рада видеть в строю своих подписчиков ;)