5,2K подписчиков

Путешествие по залам Алупкинского (Воронцовского) дворца

1,4K прочитали

В предыдущей нашей публикации мы рассказали об истории Воронцовского дворца, его архитектурных особенностях, познакомились с его владельцами. Теперь настал черед экспозиций, расположенных на территории дворцового комплекса, знакомство с которыми мы начинаем с главной из них - "Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца".

 В предыдущей нашей публикации мы рассказали об истории Воронцовского дворца, его архитектурных особенностях, познакомились с его владельцами.

Во дворец запускают группами и в то время, которое указано на вашем билете. Поэтому рекомендуем по прибытии на территорию Воронцовского дворца сначала приобрести входные билеты (если, конечно, вы хотите осмотреть его "внутренности"), а уж потом прогуливаться по паркам.

К назначенному времени мы подошли к главному входу и спустя некоторое время вся наша группа уже дожидалась своей очереди на осмотр экспозиции, удобно расположившись в одном из коридоров дворца.

 В предыдущей нашей публикации мы рассказали об истории Воронцовского дворца, его архитектурных особенностях, познакомились с его владельцами.-2

Центральное место во дворце отводится Парадному вестибюлю, с которого мы и начинаем нашу экскурсию по воронцовским хоромам. Этот зал дворца условно делит его на две части: восточную (здесь мы сейчас и находимся), где располагаются помещения предназначенные для "работы" и западную - зона отдыха.

Парадный вестибюль выполнен в строгом и сдержанном стиле английских холлов XVI века. В качестве отделочного материала здесь широко используется дерево: массивный дубовый потолок, дубовые настенные панели... В середине узких стен зала, напротив друг друга, размещены камины из диабаза, над которыми возвышаются парадные портреты графа Ксаверия Петровича Браницкого (работа австрийского мастера И.Б. Лампи, XVIII в.) и А.В. Браницкой (работа Р. Бромптона XVIII в.). Также стены вестибюля украшают и портреты родителей М.С. Воронцова, выполненные Луизой Дессеме в 1848 г. Вестибюль имеет два входа и два тамбура. Отсюда можно попасть в личные княжеские покои второго этажа (экскурсии туда не предусмотрены) и ряд комнат, являющихся продолжение музейной экспозиции.

В одну из них - Ситцевую гостиную, мы сейчас и направляемся. Несмотря на свои небольшие габариты, данная комната является настоящим предметом роскоши. Все дело в том, что все ее стены затянуты натуральным ситцем (он сохранился до наших дней с первой половины XIX в.), который в те далекие времена представлял собой большую ценность (использовать его в таким масштабах могли себе позволить только очень богатые люди). Главные предметы интерьера Ситцевой комнаты - произведения пейзажной живописи, среди которых работы В.И. Штейнберга, Н.Г. Чернецова и одно из лучших произведений музейной коллекции - "Вид Сорренто" С. Щедрина (он первым среди русских художников начал писать природу с натуры и в совершенстве овладел искусством передачи солнечного света).

Переходим в Китайский кабинет (территория княгини Воронцовой), представляющий собой практическое взаимодействие европейской и восточной культур в пределах Воронцовского дворца. Искусная имитация деревянной резьбы в лепном потолке, китайские циновки с великолепными вышивками шелком и бисером на них, уникальная накладная резьба по дереву украшающая рамы зеркал, панели и дверцы встроенных шкафов, а также и вся мебель представленная в этом дворцовом помещении - работа местных крепостных умельцев, среди которых можно выделить Романа Фуртунова, Наума Мухина, Якима Лапшина, Максима Тесленко. Среди экспонатов представленных в Китайской комнате специалисты отмечают угловой шкафчик, повторяющий форму черепахи - подарок владельцев замка супруге императора Николая I во время их визита в Алупку в 1837 г.

Еще одно помещение восточной части дворца - кабинет князя М.С. Воронцова, рассчитанный на аудиенции. Здесь отчетливо просматриваются две "рабочих" зоны: одна у камина, выполненного из мраморовидного красного известняка, а вторая - возле эркерного окна, из которого открывается великолепный вид на верхний парк и гору Ай-Петри.

Самое светлое помещение главного корпуса Воронцовского дворца - Голубая гостиная. Она, за счет изящной художественной лепки (работа крепостного Романа Фуртунова), покрывающей все стены и потолок, а также своеобразной цветовой гаммы заметно отличается от других парадных интерьеров. Здесь мы видим камин из белого каррарского мрамора, мебельный гарнитур начала XIX века (также работа местных крепостных). Большие фарфоровые вазы Императорского фарфорового завода и Севрской мануфактуры, бронзовые часы на камине (работа французского мастера), канделябры и др. предметы гармонично дополняют убранство зала, который в XIX веке (благодаря своей планировке) также служил домашним театром. Здесь, в разные времена, выступали М.С. Щепкин, Ф.И. Шаляпин, С.В. Руданский и др. знаменитости.

Миновав галерею зимнего сада

 В предыдущей нашей публикации мы рассказали об истории Воронцовского дворца, его архитектурных особенностях, познакомились с его владельцами.-8

мы оказываемся в западной части дворца. Перед нами Парадная столовая, поражающая своей богатой отделкой и виртуозной резьбой по дереву. В центре зала - обеденные столы красного дерева с массивными подстольями, в торцах - серванты (сделаны из драгоценного красного дерева, работа английских мастеров, XIX век), отличающиеся богатством декоративной отделки. Между двумя диабазовыми каминами располагается фонтан, облицованный майоликовыми плитками. В свое время он выполнял роль конденционера - его прохладные струи достаточно эффективно охлаждали воздух в помещении. Над фонтаном - балкончик для крепостных музыкантов. Четыре панно французского художника Гюбера Робера (XVIII в.) "Пейзаж с обелиском", "Водопад в Тиволи", "Терраса" и "Эрменонвиль", а также многочисленные предметы из бронзы и фарфора того же периода, придают залу особую нарядность и пышность.

Во времена князя в Парадной столовой ежегодно осенью отмечали праздник виноградарей. При этом на украшение зала уходило столько винограда, что из него можно было бы легко получить бочку хорошего вина.

Следующее и последнее помещение доступное для массового осмотра в Воронцовском дворце - Бильярдная. Она была пристроена к столовой в 1841-1842 гг. и соединяла парадные помещения дворца с гостевым корпусом. По своему стилю Бильярдная аналогична предыдущему залу: здесь также много дерева (стеновые панели, паркетный пол, потолок), но все эти конструкции уже выполнены без художественных изысков. В свое время это помещение предназначалось для отдыха и развлечений, среди которых была и игра в бильярд. Так что бильярдный стол из красного дерева изготовленный английскими мастерами в середине XIX век располагается здесь на вполне законных основаниях. Коллекционирование художественных полотен также было одним из увлечением владельцев дворца и стены Бильярдной, свободные от архитектурных излишеств, были оптимальным вариантом для размещения подобных экспонатов. Сегодня здесь представлены произведения западноевропейских художников разных времен и школ, среди которых полотна Петера Снейерса, Бернандо Белотто, Уильима Хогарта, Ф. Поубурса-старшего и др.

На этом наша экскурсия по парадным залам Главного корпуса завершается,

 В предыдущей нашей публикации мы рассказали об истории Воронцовского дворца, его архитектурных особенностях, познакомились с его владельцами.-11

но мы не спешим покинуть этот прекрасный уголок Крыма, т.к. на территории Воронцовского дворца функционирует еще целый ряд экспозиций, с которыми мы обязательно познакомимся. Так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации про Воронцовский дворец.

Источники информации:

1. Материалы "Алупкинского музея-заповедника".