Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Лёгкая прогулка по минному полю

Оглавление

Сергей Васильевич Елизов

История эта произошла почти четверть века назад, в марте 1996 года.

На Северном Кавказе шёл решающий этап контртеррористической операции по восстановлению конституционного порядка. Войска различных министерств и ведомств в основном проводили специальные операции по «зачистке» населённых пунктов, по блокированию и уничтожению разрозненных групп боевиков.

Для армейской авиации задач, как всегда, хватало, но в перерывах между вылетами, когда из-за сложных метеоусловий вертолёты и экипажи были «прикованы» к земле, нам с ребятами удавалось иногда поиграть в футбол.

На тот период времени я был старшим лейтенантом, лётчиком-оператором на вертолётах Ми-24. В тот день, 3 марта, с утра прилетели наши заменщики, потому что наша командировка заканчивалась, оставалось всего несколько дней до отлёта домой. Но до того, как заменщики будут введены в строй, все задачи предстояло выполнять нам.

Мы успели сыграть с прибывшими товарищеский матч по футболу. Было много азарта, упорной, но не грубой борьбы.

Трудный товарищеский матч закончился с минимальным счётом 1:0 в нашу пользу. Не успел я как следует остыть после футбольного матча, как поступила команда на вылет…

Очередная задача оказалась срочной. Получив её, мы энергично пошли к вертолётам на запуск. Нашей паре Ми-24 предстояло выполнить сопровождение вертолёта Ми-8 с одним из руководителей Чеченской Республики на борту в район населённых пунктов на западе республики, где группировка внутренних войск МВД при проведении спецоперации вступила в бой с боевиками и понесла потери.

Необходимо было выполнить посадку на площадку в районе расположения штаба одной из группировок внутренних войск МВД. Пассажир вертолёта Ми-8, представитель руководства Чеченской Республики, должен был на месте разобраться со сложившейся ситуацией, а нам, экипажам боевых вертолётов, должны были поставить дальнейшую конкретную задачу.

Подлетая к району выполнения боевой задачи, никакого противодействия я не заметил, обстановка на первый взгляд была относительно спокойной. Авианаводчика на этой площадке не было, поэтому после осмотра площадки заход на посадку выполняли без указаний с земли.

Сама площадка по размерам была довольно маленькой и ограниченной двумя лесополосами. На ней могло разместиться только два вертолёта. Поскольку я летал в составе ведомого экипажа, то места нашему «полосатику», как я любя называл вертолёты Ми-24, не хватило.

Сделав ещё один вираж, мы с командиром экипажа решили выполнить посадку в поле, примерно в 150 метрах от площадки. При заходе на посадку мы обратили внимание на одного военнослужащего, который находился возле площадки, где после посадки готовились к выключению два наших вертолёта. Он приветственно махал руками в нашу сторону, очевидно, радуясь нашему прилёту. Никакого удивления у меня по этому поводу не возникло. Мы регулярно выполняли полёты на предельно-малой высоте, причём, не только при выполнении специальных задач, но и на учебно-тренировочных полётах. Поэтому приветственные жесты руками в наш адрес были привычным делом.

Интересный факт. На одном из блокпостов, мимо которого мы часто пролетали, несли свою службу, по моим предположениям, настоящие поклонники вертолётов и армейской авиации. Услышав гул приближающихся вертолётов, они выходили из помещения блокпоста на дорогу, где были хорошо заметны, и радостно приветствовали нас.

Расставив в сторону руки, они делали наклоны влево и вправо, изображая полёт птицы. Таким образом они дистанционно просили нас поприветствовать их в ответ покачиванием крыльями вертолёта влево-вправо. Если мы приветствовали их в ответ, лица этих ребят просто светились от радости! По моим предположениям, такая же радость должна была быть и на лице того человека, который махал нам руками возле площадки…

После посадки и выключения мы с командиром экипажа пошли в сторону небольшого палаточного городка, чтобы получить дальнейшую задачу. Там нас встретил бравый подполковник в полевой форме. Представился. Оказалось, это начальник инженерных войск группировки, в интересах которой мы прилетели работать. И он сходу набросился на нас: – Ребята, вы что, не видели, что я вам махал руками? Туда, куда вы выполнили посадку, нельзя было садиться! Там МИННОЕ ПОЛЕ! Вот здесь, где штаб группировки, где палаточный городок и вертолётная площадка, мы всё расчистили и разминировали, ликвидировали несколько десятков мин. А там, где ваш вертолёт, мы не успели расчистить, там минное поле…

Мы с командиром экипажа застыли в оцепенении и недоумении. Первая мысль – сюда, в расположение палаточного городка, мы эти 150 метров преодолели удачно, это уже хорошо! Вторая мысль, теперь главная: как добраться обратно до вертолёта? Я предложил подполковнику дать команду своим подчинённым, чтобы принесли миноискатели и расчистили нам тропинку до вертолёта. Но это оказалось сложной задачей, требующей времени и кучи всяких разрешений и согласований. Стало понятно, что наши жизни только в наших руках. А точнее, в наших ногах…

В палаточном городке мы пробыли недолго. Вскоре мы получили задачу: срочно возвращаться на аэродром, потому что там начали ухудшаться метеоусловия. Экипажи и пассажир направились к своим вертолётам на площадку, мы же стояли с командиром экипажа на дороге, думая, что нам делать в сложившейся ситуации… – Ну что, кто пойдёт первым? – спросил я у командира экипажа. Он отвечает: – Давай ты первым пойдёшь, потому что у меня двое детей, а у тебя один ребёнок.

Я задумался: – Так ты на 6 лет меня старше, за границей успел послужить, мир повидать, а я ещё совсем молодой…

Пауза… Тишина… И тут меня осенило: – Всё! Решено! Я первым пойду! Иди строго по моим следам, не отставай. Если Бог с нами, то не спеша доберёмся до вертолёта, а если нет, то останемся на этом поле вдвоём…

Моё решение в этой сложной ситуации родилось спонтанно. Внимательно приглядевшись, на когда-то вспаханном и обработанном поле я увидел чуть заметные наши следы, оставшиеся после передвижения от вертолёта в сторону палаточного городка.

Первый шаг… Второй… Третий…

Каждый давался с трудом. Я внимательно всматривался в участки земли, выискивая наши следы. Командир экипажа шёл следом. Только я убирал ногу, делая новый шаг, он вслед за мной делал свой шаг…

Вертолёт Ми-8 и наш ведущий Ми-24 тем временем взлетели, нашему же экипажу спешить в тот момент было не резон. Каких-то 150 метров, каких-то 200 шагов. Опасно, мы это понимали, но в голове никак не укладывалась мысль, что с нами может что-то случиться…

Шаг за шагом. Вертолёт уже совсем рядом. С расстояния 3–5 метров я был готов как пантера сделать прыжок и зацепиться за спасительную подножку на вертолёте…

Бог в этот день был с нами! Минное поле мы с командиром преодолели удачно и вскоре улетели на аэродром.

Через несколько дней на самолёте Ан-12 наши экипажи, в том числе и я, улетели домой. Перед отлётом успели сыграть ещё один товарищеский матч по футболу против наших заменщиков.

В этот раз они взяли реванш со счётом 4:3, а мне этот матч запомнился тем, что вратарю соперника я забил два гола, причём оба между ног!

По дороге домой в самолёте Ан-12 я смотрел в иллюминатор и про себя пел одну из своих любимых песен юности группы «Земляне»:

Птиц несёт попутный ветер, Степь зовёт живой травой. Хорошо, что есть на свете Это счастье – путь домой.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Елизов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен