Творческая биография Никиты Михалкова состоит из разных глав, и в последние годы общественно-политическая затмевает остальные. Но тем интереснее посмотреть на Никиту Сергеевича с разных сторон и через разные жанры: от истерна и сказки до фрески и былины.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Режиссерский дебют Михалкова — нарядный проникнутый гомоэротикой истерн об ограблении поезда, которое происходит сразу после окончания Гражданской войны. Впечатляющий ансамбль (Богатырев, Шакуров, Райкин, сам Михалков и два любимца Тарковского — Солоницын и Кайдановский), номинальная детективная интрига (бывшие бойцы РККА ищут в своих рядах предателя), но главное — пронзительная тоска по товариществу, которое герои испытывали в рядах Красной армии, но растеряли, сидя в пыльных кабинетах.
«Раба любви» (1975)
В этом фильме запечатлены ростки будущей тоски Никиты Сергеевича по невиданному и непережитому, окруженные чеховскими мотивами и всполохами революции. Трагикомичная и легкая картина о том, как искусство, пытаясь быть вне контекста и политики, тонет в прошлом, становится жертвой обстоятельств.
«Родня» (1981)
Токсичные внутрисемейные отношения, разница матриц города и деревни, многочисленные острые углы позднего СССР — все это складывается в трагикомедию о быте плакатной фигуры «Родина-мать», которая и носит в себе горе детей, и нередко приносит его им.
«Утомленные солнцем» (1994)
Вероятно, главный фильм в карьере Михалкова, принесший ему «Оскар» и Гран-при Каннского кинофестиваля. Картина последних дней перед началом сталинских репрессий, еще одна трепетная мелодия — собственно танго из 1930-х «Утомленное солнце» — о парадизе, растоптанном сапогом истории.
«Утомленные солнцем 2: Цитадель» (2011)
Два сиквела «Утомленных солнцем» красноречиво обозначают нынешний разрыв между Михалковым и его зрителями: если картины стыка веков смотрели не без иронии над «барскими замашками», но все же с симпатией, то по новым приключениям бравого генерала Котова (Михалков с железной рукой) катались уже на критическом бронетранспортере. «Предстояние» с немецкой жопой из анекдота, зачеркнуто, самолета и Надеждой Михалковой, молящейся божественной мине, может, и выглядит горячечным бредом, но в «Цитадели» Михалков лучше артикулирует метод. Его интересует война не как травма истории, не как реальное событие для реконструкции, но как место схватки идей — политических и религиозных доктрин, суеверий и устава.
Понравилась подборка? Делайте репост, чтобы не потерять, и подписывайтесь на наш канал.
#фильмы #советские фильмы #российские фильмы #никита михалков #утомленные солнцем