Найти тему
115,6K подписчиков

О гениях и самом главном в литературе, изобразительном искусстве и музыке

2,2K прочитали
– Владимир Владимирович, мы все состоим из культуры в большей степени, чем из органической материи. Из какой культуры состоите вы?

– Владимир Владимирович, мы все состоим из культуры в большей степени, чем из органической материи. Из какой культуры состоите вы? Ваши главные книги, главные фильмы, главная музыка, которая вас сформировала, которая вас определяет. «Три мушкетера», мне кажется, это очень важный культурный референс, который многое сообщает.

– Вы знаете, мне надо было бы, наверное, подумать, но я попробую. Ну, да, «Три мушкетера». «Сказка о Быке Фердинанде» меня, конечно, формировала, «Винни-Пух», конечно. «Приключения Тома Сойера» – 100%. И в не меньшей степени «Приключения Гекльберри Финна».

Сейчас я думаю об американской литературе, в данный момент, вернее, англо-американской, которая на меня очень сильно повлияла. Вообще Шекспир, Джон Донн, некоторые вещи Байрона, «Дон Жуан», прежде всего. Ну, конечно, Фолкнер. «Над пропастью во ржи». «Маленький принц». «Сто лет одиночества». «Моби Дик». «Братья Карамазовы».

Уильям Шекспир
Уильям Шекспир

– То есть если из Достоевского, то это главный роман Достоевского.

– Да. Это для меня точно. Пушкин вообще. Конечно, «Евгений Онегин». Конечно, «Медный всадник». Конечно, «Я вас любил, любовь еще, быть может...» Вообще это передать невозможно. «Герой нашего времени».

– А «Герой нашего времени», я его недавно перечитала и была потрясена, какой ужасный Печорин.

– Конечно.

– А почему-то есть традиция, что он...

– Он герой нашего времени. Это другое дело. Такой герой.

– Просто есть огромная традиция его романтизации.

Николай Гоголь
Николай Гоголь

– А не надо его романтизировать. Конечно же, Николай Васильевич Гоголь. Он для меня вообще отдельно стоящий совершенно невероятный человек. Конечно, «Мертвые души», конечно, «Петербургские рассказы» и это что-то сумасшедшее. Я часто это перечитываю. Я считаю, что он недооценен даже. Хотя он величайший гений.

Я вырос с импрессионистами. И они для меня, многие из них, они, – часть меня. Может быть, больше других Ван Гог, который уже не совсем импрессионист... Но обожаю, скажем, Ренуара. Гойя, Рембрандт. И вообще малые голландцы.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Ну и потом, конечно же, Леонардо, которого я считаю... Есть два величайших гения, а потом есть много других гениев, но величайших два – это Леонардо да Винчи и Вильям Шекспир. Вот эти вот двое стоят совершенно отдельно. Это все для меня очень важно.

Ну, а музыка... Мама мне очень рано стала ставить музыку. Первое, что я помню и что я потом пел... Пел, когда мне было 3 года. Мне говорят, что я это пел Кармен. Но конечно, Бах однозначно. Вообще немцы прежде всего, но Шостакович... Если я должен буду выбирать между Шостаковичем и Прокофьевым, то я выберу Шостаковича, хотя очень люблю Прокофьева.

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович

– Шостакович мне кажется ужасно грустный композитор.

– Трагический, глубоко трагический. Ну, и конечно, я забыл вам сказать о древних греках. Тут я расцветаю. О скульптуре этой, которая невероятная, о том, что я читал, и что было написано 2,5 тыс. лет назад и все вот как сегодня так, они это написали.

И это все для меня все очень важно. Очень важно. Это самое главное, в конце концов.

– А почти не прозвучал ХХ век.. Если говорить о литературе, то только американцы из ХХ века.

– Ну давайте так – «Мастер и Маргарита».