В эти наполненные бесконечным символизмом майские дни главным становится вопрос «А как это все стало возможным?». Как из общих горя и скорби выросло вот это «можем повторить»? Почему, зачем и главное – какого черта?
Есть такая книга «Страна утраченной эмпатии. Как советское прошлое влияет на российское настоящее» Алексея Рощина, где автор подробно разобрал, как и почему происходило это лишение человека способности чувствовать, сочувствовать и анализировать свои чувства. Если есть время и возможности – почитайте, там содержится масса очень любопытных примеров и фактов. К многим из них, понятно, следует относиться критично, но многое и кажется вполне справедливым.
Когда я пробегаю глазами комментарии к статьям своим и других блогеров со схожими взглядами, я много такого вижу. Ни малейшей попытки анализа, ни запроса на «разобраться» и понять – только бесконечное желание поддеть, уязвить, придраться к словам, поманипулировать и исказить суть высказывания до абсурдного. И отчаянное, просто какое-то маниакальное желание защитить свое право быть таким, каким хочется – мелочным, жестокосердным, равнодушным, жуликоватым.
И всегда, всегда виноват кто-то другой. Не хотим прививки делать – будем покупать поддельные сертификаты, ведь другой работы нам не найти. И совершенно неважно, почему не найти, и задумываться даже не хотят. Напрасно автор будет их об этом спрашивать – наставят автору дизлайков. Это ведь автор виноват в том, что их заставляют на работе прививаться, а с работой все плохо. Конечно, кто же еще. «И церковь тоже я развалил».
Не разобравшись в сути, не поняв главного «послания» - выдернуть из всей статьи два слова и обкатывать их до посинения. Зачем? Чтобы во что бы то ни стало оказаться правым. Неважно, что вам с этим человеком вообще нечего делить и нет друг до друга никакого дела – важно найти кого-то, кто будет неправ, а ты – да.
Ради этого не пожалеть сил и времени на комментарий, из которого мало-мальски опытный блогер сделает три статьи – но они пишут эти комментарии бескорыстно, просто из желания уязвить, сделать ущербным. Бродят по Дзену, как малолетний хулиган по району – куда бы приложить силушку богатырскую? Сколько сил на это тратится, сколько энергии – все бы это, да в благое русло.
«Три дня я скакала за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны» - вот вам лучшие слова, чтобы объяснить, зачем да почему. Я это называю про себя «комплексом отрезанного ломтя» - когда человек внезапно обнаруживает, что и его образ жизни, и его ценности давно стали маргинальными, а весь цивилизованный мир давно втихаря покручивает пальцем у виска. Так надо добежать и сломать этот палец – и всех делов, и будут знать. Не с нами же что-то не так – признать это тяжелее, чем запустить «тактическое». Какая эмпатия, о чем вы?
У Василия Аксенова в «Московской саге» есть момент, когда в коммунальной квартире кому-то становится плохо – умер Сталин, и вся страна рыдает. Рыдающая девушка заходит за лекарством в комнату, где сидят мужчина и женщина, потерявшие близких и родных в годы репрессий. Девушку поражает, что ни мужчина, ни женщина вовсе не расстроены и совсем не горюют. И в изумлении она может сказать им только «Вы и есть враги! Правильно он вас!».
Когда тебе не жаль какого-то конкретного человека с его конкретной судьбой, но ты готов в упоении примкнуть к общему горю – это и есть утраченная эмпатия. Люди понимают, что они все-таки должны что-то чувствовать, но не понимают, что именно – и им сверху, целенаправленно объясняют, что. Показывают на врага, на недоброжелателя. Учат нужным выражениям нужных чувств. Главное из которых – с врагом можно делать все, что угодно, а ты все равно будешь прав.