Англо-американо-немецкий «Последствия» с Кирой Найтли и наш «Рай» с Юлией Высоцкой.
Посмотрела подряд пока летела в самолете.
Случайный выбор как всегда конгруэнтен.
Два взгляда, два стиля, два мира об одной страшной войне.
Героиня Найтли попадает в ситуацию любви и вражды. Потеряв в бомбежке маленького сына вынуждена приехать жить в дом врагов. В дом, где потерю жены и матери при такой же бомбежке переживает немецкий архитектор с дочерью подростком. Моя русская душа ждет драмы, ибо любовный конфликт должен быть разрешен только смертью. Она вокруг. В прошлом каждого персонажа, в настоящем в только что отвоеванного англичанами Гамбурга. И она должна быть в будущем. Я жду ее и гадаю, кто станет ее жертвой. Обманутый честный и альтруистичный муж, меланхоличный с виду, но страстный ариец, наивная влюбленная в юного террориста дочь архитектора или сама героиня?
Все они готовы к смерти, каждый по-своему. И зритель готов расстаться с каждым из них. Не жалко жену-изменщицу, не жалко наивного и скрытного мужа, полковника-англичанина, не сумевшего пережить смерть сына и убежавшего от своего горя на войну. Не жалко немца-архитектора, почему-то не призванного в армию и не расстрелянного за свои антигитлеровские убеждения. Не жалко его глупую и злую от горя дочь. И меньше всего жалко юного гитлеровца, готовящегося к убийству оккупантов.
Не буду спойлерить, кто в итоге стал жатвой главного персонажа этого фильма – войны. Скажу только, что я ожидала другого финала.
«Рай» меня потряс своим напоминанием об ужасах войны, которые я знала с детства, ибо выросла на фильмах о войне. И художественных и документальных. Это в моей крови, в моих генах. Но последние десять-двадцать лет это постепенно стирается из поля. Война пересмотрена и пересужена. Слой домыслов, политических интриг и лжи стали размывать главное знание о войне – это зло. Самой большое и самое страшное, что может с нами со всеми случиться. Конкретное и персонализированное зло. Увиденное и пережитое через конкретных людей, а не через статистику выпусков новостей о жертвах. Через вырезанные груди молодогвардеек, через сожженных в сараях жителей целой деревни, через опыты на детях в концлагерях, через 9 убитых у одной матери сыновей.
Кончаловский снял честное кино. Ибо его персонажи говорят о себе. Они проходят путь от сытой и безмятежной довоенной европейской жизни до потери человеческого облика в бараках концлагеря, где разнарядка на смерть – обыденное расписание дня.
Он предлагает увидеть мир глазами самых разных персонажей: от бывшей русской княгини, пытавшейся выжить и в итоге выбравшей жизнь ради детей, до любимца Гимлера, вынужденного бороться с желанием быть живым или принятым. Кончаловский снял фильм, который добровольно не выберешь для вечернего просмотра в уютном теплом доме с семьей. Фильм, на мой вгзляд успешно интегрировавший европейские формы с русской щемящей правдой, не щадящей зрителя.
Покажите его своим детям, если они уже подростки.
Потеря памяти – худшее для будущего.
С Праздником Великой Победы, вас!