Найти тему
7,5K подписчиков

Орды башибузуков атаковали Петербург!

560 прочитали

Вероятнее всего вы замечали автомобилистов-лихачей, которые своими непредсказуемыми манёврами мешают движению транспорта. Эти бесшабашные «герои дорог» появились на городских улицах не вчера, они колесили по Петербургу уже на заре автомобилестроения, и тогда ставя под угрозу как свои, так и чужие жизни. Об одном таком случае и пойдёт рассказ.

Вероятнее всего вы замечали автомобилистов-лихачей, которые своими непредсказуемыми манёврами мешают движению транспорта.

Так «Петербургский листок» начинал рассказ о дорожно-транспортном происшествии, случившемся в зените лета 1913 года:

Вчера 14-го июля, в 5 часу утра, из Лигова по Петергофскому шоссе с огромной скоростью мчался по направлению к Петербургу собственный автомобиль № 1775. Мотором управлял владелец его, шоффер [именно такое написание тогда было в ходу. – А.Ч.] Василий Захаров, 29 лет.

Нашумевшее дело привлекло внимание и «Петербургской газеты». Автомобильных лихачей того времени газеты именовали «башибузуками» – так назывались в Османской империи (Турции) нерегулярные военные подразделения, набиравшиеся из наиболее воинственных племён, жестоких и не признававших никакую дисциплину. В переводе с турецкого слово «башибузук» означает «с неисправной головой», «безбашенный» – «сорвиголова». Пресса столетней давности пестрела сообщениями о сбитых и покалеченных пешеходах, столкновениях автомобилей – друг с другом или со столбом, стеной дома, деревом.

Вероятнее всего вы замечали автомобилистов-лихачей, которые своими непредсказуемыми манёврами мешают движению транспорта.-2

Литературный образ таких гонщиков вполне соответствовал закрепившемуся за ними эпитету. Известный писатель, журналист и краевед А.А. Бахтиаров в очерке «Шоффер» описывал лихачей так: «Одетый в звериную шкуру, в кепке, в перчатках, с нарукавниками, в очках носится он на автомобиле по шумным улицам столицы, давит встречную публику, не разбирая ни женщин, ни детей, налетает на фонарные столбы и даже, совершенно неожиданно, въезжает в зеркальные окна магазинов».

В автомобиле, мчавшемся 14 июля 1913 года по Петергофскому шоссе, помимо водителя-владельца, находились трое его приятелей. «Все пассажиры мотора перед отъездом выпили в Лигове» – сообщал «Петербургский листок». «Вся компания была в возбуждённом состоянии. Спортсмены пели, кричали, задевали прохожих и безобразничали» – более подробно раскрывала поведение молодежи «Петербургская газета».

Молодые люди, вероятно, возвращавшиеся с ночной гулянки, явно искали дорожных развлечений. По шоссе вереницей тянулись крестьянские возы с сеном. Они-то и привлекли внимание шофёра, который «на полном ходу подъезжал к этим возам и, выпуская руль, выхватывал из возов целые охапки сена».

Вероятнее всего вы замечали автомобилистов-лихачей, которые своими непредсказуемыми манёврами мешают движению транспорта.-4

На дороге, предоставлявшей пространство для манёвра, эти акробатические номера проходили без последствий, но вот впереди замаячил мост, «окружённый каменными колоннами и железной решеткой», перекинутый через речку Красненькую, которая «имеет очень высокие и обрывистые берега». Место в газетной публикации обозначено точно. Сейчас здесь протока перекрыта железобетонным 1-м Красненьким мостом, сменившим прежний, от которого сохранились лишь опоры из блоков известняка.

До моста оставалось несколько десятков метров, и в тот момент, когда автомобильный хулиган, «оставив руль, прицеливался выхватить охапку сена, мотор развил максимальную скорость». «Лишь только Захаров отклонился к возу, мотор вдруг внезапно рванулся в сторону, и автомобиль полным ходом налетел на каменную тумбу, ограждавшую набережную реки Красненькой». Разбитая тумба, увлекая за собой прикреплённые к ней металлические ограждения моста, полетела в воду. Туда же, с высоты около пяти метров, «грохнулся» и автомобиль, при падении перевернулся вверх колесами и накрыл находившихся в салоне людей – лишь один пассажир успел выпрыгнуть и упал в речку в стороне от автомобиля.

Первыми на помощь ринулись те самые крестьяне, над которыми потешались молодые повесы. Мужики спрыгнули в воду, отвалили автомобиль в сторону и извлекли пострадавших. Счастье, что речушка была здесь совсем уж неглубока – менее 20 сантиметров («около четверти аршина»), так что никто не захлебнулся.

Вероятнее всего вы замечали автомобилистов-лихачей, которые своими непредсказуемыми манёврами мешают движению транспорта.-5

Успевший выпрыгнуть пассажир отделался, можно сказать, легким испугом, остальные получили серьезные травмы. Больше всех досталось находившемуся без сознания водителю-хулигану: переломы носа, верхней челюсти, рёбер и «тяжкие ушибы тела». В больнице его положение признали «безнадёжным». Пассажирам тоже не повезло: переломы рук и ног, ушибы и открытые раны – травмы «весьма тяжёлые и опасные для жизни».

Спустя два часа после происшествия, когда всех развезли по больницам, вытянули на дорогу искорёженный автомобиль и отправили его «для исправления в гараж»…

Автор: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».