Лукас Кранах тоже не знал, но слышал легенду об «Устах истины» и написал их, полагаясь на чутье. А началась эта история еще раньше — две тысячи лет назад. Тогда римские мастера изготовили рельеф, изображавший Посейдона и использовавшийся… для чего-то.
Шли века, распалась Римская империя, а мраморный Посейдон продолжал будоражить умы. Средневековым людям он импонировал — настолько, что его перетащили в церковь Санта-Мария-ин-Козмедин.
Вокруг странного предмета стали слагать легенды: римляне утверждали, что если положить руку в пасть Посейдона и произнести ложь, то он откусит кисть. «Какая функциональная вещица», — восхитилась инквизиция и начала использовать рельеф по назначению. Иногда за скульптурой прятался палач с ножом и отрубал руки неверным женам — их испытывали чаще всего.
Картина Лукаса Кранаха основана на легенде о женщине, которая изменила мужу, но придумала, как выйти из ситуации. Когда она положила руку в отверстие рельефа, ее обнял любовник, переодевшийся в шута, а дама сказала: «Ко мне никогда не прикасался ни один мужчина, кроме моего мужа и этого шута рядом со мной». Рука и репутация были спасены.
В 20 веке «Уста истины» прогремели благодаря фильму «Римские каникулы» с Одри Хепберн и Грегори Пеком.
Только что мы с вами проделали путь в несколько веков, исследуя историю одной скульптуры. Но у каждого произведения есть своя «биография», изучая которую, можно научиться видеть связи между явлениями и прокачать свое мышление. Это один из навыков, которые дарит вам систематическое изучение искусства - имейте в виду!
Вы когда-нибудь слышали об «Устах истины»?