Найти тему
Лев Сёмин // архив

«Поезд победы»: по рельсам истории без идеологических пристрастий

  • Автор: Лев Сёмин

На железнодорожную станцию Старой Руссы в субботу прибыла передвижная выставка «Поезд победы». Состав из девяти вагонов был доступен для посетителей в течение трёх дней.

Проект стал первым в мире музеем с эффектом присутствия, который разместили в действующем поезде. Авторы идеи — художники творческой мастерской «Невский баталист». В исторической экспозиции они фиксировали портрет эпохи в лицах, используя оригинальные одежды и снаряжения. Медиагруппа «Красный квадрат» разработала IT-систему для управления контентом.

Точкой сбора послужил железнодорожный вокзал. Именно по нему был нанесён первый авиаудар. По архивным данным, во время войны здесь погибло около пятисот тысяч человек. Старая Русса стала главной базой снабжения немецких войск, которые держали оборону в районе Демянского котла-выступа. Направляясь к поезду, организаторы сообщили, что экскурсии проводятся в группах до 12 человек. На входе всем выдали целлофановые одноразовые перчатки. Внутри были установлены ёмкости с антисептиком, волонтёры оперативно обрабатывали инвентарь и следили за соблюдением масочного режима.

Иммерсивную инсталляцию сопроводил виртуальный гид Лидия, она делилась воспоминаниями о довоенной весне, годах войны и победном мае. Прототип героини — машинист паровозной колонны, которая доставляла воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. Зимой 1943 года на Северо-Печорской железной дороге девушка организовала движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза.

Интерьер начального вагона стилизовали под Витебский вокзал. За окном второго — мирная жизнь, люди не подозревают, с чем им придётся столкнуться в ближайшем будущем. Далее — начало войны, немецкие бомбардировщики. Здесь новобранцев учат заполнять вкладыш смертного медальона. Гид сообщает: «Многим хотелось верить в скорую победу, мало кто мог предположить тогда, что победа придёт только через бесконечно долгие четыре года».

Следующий вагон — окоп во время боя. Здесь гид рассказывает, как в блокадный Ленинград везли кошек, чтобы те ловили расплодившихся крыс. Следом — бронепоезд, Брестская крепость, штаб маршала Рокоссовского и концлагерь.

С целью профилактики эпидемий по прифронтовым территориям двигались банно-прачечные вагоны. Посетителей также познакомили с засекречиванием телефонных линий, размагничиванием кораблей, атомным проектом Курчатова, изобретением пенициллина.

Зинаида Ермольева в 1942 году получила пенициллин и участвовала в организации промышленного производства, что спасло сотни тысяч жизней. Когда Сталинград стал прифронтовым пунктом для эвакуированных, она была направлена в город для предотвращения заболевания населения холерой.

Выставку сопроводили виртуальными панорамами и трёхмерной компьютерной графикой. Сотни скульптур, десятки видеопроекторов и тач-столов, а также объёмный звук и театральное освещение создали ощущение присутствия в поезде тех лет. Гости будто переместились во времени и ещё долго приходили в себя на перроне. Надо сказать, подобного эффекта невозможно добиться в привычном стационарном музее. Проект полностью лишён напускного пафоса и определённо заслуживает внимания.

— Мы живём под Старой Руссой, сегодня специально приехали. Выставка завораживает. Очень интересные экспонаты. Фигуры как живые. Даже пугают. Особенно «поезд смерти» с пленными. Это мы пришли-ушли, час-два и уже забудем. А ведь война длилась годами. Страшно, конечно. К сожалению, у наших детей не осталось живых предков, которые могли бы рассказать о войне. Этот поезд очень кстати, — отметила Наталья Мартынова.

[ https://news.novgorod.ru/articles/read/1104.html ]

12/07/21