Найти тему

Роль мультфильмов в воспитании и образовании дошкольников.

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Одним из первых представителей медиа-пространства для дошкольников являются мультфильмы.

Мультфильмы – это целый мир, в который подключается ребенок. Он интуитивно принимает нарисованный мир, нормы и правила существования героев. Поэтому так важен для воспитывающего взрослого вопрос о пользе и вреде мультфильма, и о социализирующем влиянии мультфильма на личность ребенка.

Почему мультфильмы так привлекательны для детей: Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями). Дети целиком погружаются в воображаемую ситуацию. Грань реального и нереального в дошкольном детстве очень тонкая (страхи, все, что видит ребенок – почти реально).

У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное.

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:

- Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями.

- Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.

- Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

- Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения, формируют у них способность к сопереживанию, учат справляться с трудностями и страхами. Во многих мультфильмах отражаются черты, присущие хорошему человеку. Это не просто мультфильмы для развлечения, в первую очередь это многовековое наследие народной мудрости, которое доходит до ребенка в форме игры. Малыш понимает, что за плохим поступком всегда следует наказание, он унаследует простые истины морали и добра.

Психологи провели интересные исследования о некоторых современных мультфильмах.

Очевидно, что мультфильм может являться хорошим ресурсом развития ребенка в любой из образовательных областей.