Найти в Дзене
Белая Орхидея

Он рисовал розовыми и голубыми карандашами, чтобы сделать жизнь радостнее

Оглавление
"В жизни гораздо больше печалей, поэтому её надо показывать приятной и весёлой. Для этого существуют розовые и голубые карандаши."

Автор этих слов знал, о чём говорил.

Талантливый мальчонка родился в 1836 году в семье простого печатника. О хорошем образовании Жюля не могло быть и речи - семья еле-еле сводила концы с концами. В 13 лет ему пришлось бросить школу, поступить учеником литографа и зарабатывать деньги. Повезло юноше
в одном -
он родился парижанином. И каждую свободную минуту Жюль проводил в музеях, изучая полотна великих мастеров прошлого.

Особенно впечатлила художника-самоучки знаменитая картина Жана Оноре Фрагонара "Качели". На полотне изображено три человека - мужчина в летах, раскачивающий барышню на качелях, и поклонник барышни в кустах, которому возлюбленная чуть откровеннее приоткрывает подол роскошного платья, демонстрируя свои прелести. Ведь мы помним, что ношение панталон в те времена было прерогативой женщин только лёгкого поведения. Барышня на качелях так старается,
что башмачок с прелестной ножки летит в статую
Гарпократа - древнегреческого бога секретов и молчания.

"Счастливые возможности качелей" - таково полное название полотна, написанного Фрагонаром в 1767 году.
"Счастливые возможности качелей" - таково полное название полотна, написанного Фрагонаром в 1767 году.

Смелости и уверенности в своих возможностях Жюлю было не занимать. Он начал брать первые заказы - рисовал цветы, виньетки для пригласительных и поздравительных открыток, создавал эскизы
для обеденных меню.

Начинающий иллюстратор работал так много, что вчерашний самоучка смог оплатить учёбу в Парижской Академии художеств, подняв своё мастерство на более высокий уровень.

Теперь к Жюлю обращались заказчики узнаваемых брендов, а рекламные плакаты приносили клиентам - и автору тоже - хорошие барыши.

Жюль мог гордиться собой. И молодой художник начал подписывать
свои работы, резонно считая, что всё, к чему прикоснулась кисть мастера, не имеет права быть безымянным. И если бы не новаторство Жюля, никто никогда не узнал бы имени молодого художника-иллюстратора

Жюля Шере

О Шере заговорил Париж. Это была заслуженная победа талантливого паренька из бедной семьи.

Первая серьёзная работа, которая придала веса Жюлю в артистическом бомонде французской столицы, - заказ на афишу к оперетте Жака Оффенбаха "Орфей в Аду". А ведь в этой работе Шере уже видны первые шаги в стиле пинап. Правда, европейского - утончённого, с элементами древнегреческого искусства и, одновременно, с нотками шаржа от парижанина середины XIX века.

Жюль Шере, афиша к оперетте "Орфей в Аду" Жака Оффенбаха, 1858 г.
Жюль Шере, афиша к оперетте "Орфей в Аду" Жака Оффенбаха, 1858 г.

Упс! Я написала "середины XIX века"?

Афиша Шере выпущена в 1858 году, а первые иллюстрации Чарльза Гибсона к эссе Джека Лондона были опубликованы спустя почти полвека. Что же получается? Европейский пинап начал своё существование гораздо раньше американского? Получается, да.

Об американских красотках в стиле пинап читайте здесь👇

А вот, кстати, и "качели" Жюля Шере - реклама "Русских горок"
в "Олимпии" на бульваре Капуцинок. Даже оттенки розового созвучны цвету платья главной героини на картине Оноре Фрагонара.

Жюль Шере, рекламный плакат к "Русским горкам" в "Олимпии", 1892 г.
Жюль Шере, рекламный плакат к "Русским горкам" в "Олимпии", 1892 г.

Шере пробовал себя в разных жанрах живописи. Но страсть к новому виду искусства - рекламе - взяла верх над классикой. Основоположник плаката брал яркие цвета и не переживал, что фейерверка в жизни будет слишком много.

Неоновые огни парижских кабаре и театров взяли в полон сердце художника. Неизведанные возможности рекламных плакатов давали огромнейший простор для фантазии Шере как иллюстратора. И эту страсть он пронёс через всю свою долгую жизнь - Шере прожил 96 лет.

Несколько рекламных работ Жюля Шере👇

Кроме рекламы Жюль Шере создавал очаровательные зарисовки
и эскизы барышень. Француз всегда остаётся французом, особенно парижанин, и ценит женскую красоту - манящую, но не вульгарную.
То, что происходило за дверьми спален - дело личное. А вот выносить
это - пусть даже полунамёками - на всеобщее обозрение считалось моветоном. Кстати, работы Жюля Шере весьма ощутимо повлияли
на творчество Тулуз-Лотрека.

В Европе посмеивались над заокеанскими "манерами приличия"
и совершенно спокойно наблюдали,
а что же будет дальше?

А дальше стало откровеннее

В 1932 году стиль пинап в Америке перешёл грань пристойности,
когда красотка с плаката уже напрямую намекала -
возьми меня!

Воспользовавшись небывалой популярностью пинапа, голливудская киностудия Paramout Pictures выкупила у иллюстратора Макса Фишера права на его "изобретение" - мультяшную Бетти Буп. Киностудия выпустила 99 серий с 16-летней красоткой, нисколько не смущаясь возрастом Бетти. Правда, через год цензура несколько подправила мультяшную сексапильную диву - юбки стали чуть длиннее, а статус "школьница" плавненько перекочевал в "одинокую домохозяйку" чуть постарше.

Бетти Буп и её прототип Хелен Кейн - актриса и певица со специфическим голосом.
Бетти Буп и её прототип Хелен Кейн - актриса и певица со специфическим голосом.

На ролике ниже вы сможете услышать подлинный голос Хелен Кейн.
Как вам голос и исполнение? По мне так фу-фу-фу! Но не мне судить.

Европа, в частности Франция, смотрела на эксперименты в Стране Грёз
и не спешила перенимать заокеанский опыт. А позже стала откровенно пародировать некоторые моменты пинапа в своих комедиях.

Помните знаменитый кадр из фильма режиссёра Билли Уайлдера "Зуд седьмого года"? Там ветер из подземки поднимает край платья Мерлин Монро, открывая её ножки?

Кадр из фильма Билли Уайлдера "Зуд седьмого года", 1955 г.
Кадр из фильма Билли Уайлдера "Зуд седьмого года", 1955 г.

А теперь кадр из фильма-пародии "Новобранцы идут на войну" режиссёра Клода Зиди. Практикантка не знает, то ли козырнуть
старшему по званию, то ли придержать юбку, которую поднял ветер.
За качество скрина прошу прощения.

Кадр из комедии Клода Зиди "Новобранцы идут на войну", 1974 г.
Кадр из комедии Клода Зиди "Новобранцы идут на войну", 1974 г.

Но если американские красотки с плакатов особо не наделали шума в Старом Свете, стиль пинап всё-таки проявил себя в Европе и в довольно неожиданном ракурсе - в эротик фильмах.

Чего стОит "Эммануэль" (1976) с Сильвией Кристель в главной роли.
Все пикантные сцены сняты по пинап-лекалу - чуть оголилось тут...
чуть приспустилось там... плюс чарующая музыка.

Потом была "Греческая смоковница", снятая германцами в том же 1976 году.

И только потом Голливуд очухается и снимет свои знаменитые
"9 и 1/2 недель" с Ким Бейсингер и Мики Рурком в главных ролях -
охи... вздохи... капельки воды на теле крупным планом... клубника...
острый перец... льющееся мимо рта молоко в сцене с закрытыми глазами...

Кадр из фильма "9 и 1/2 недель", режиссёр Эдриан Лайн, 1986 г.
Кадр из фильма "9 и 1/2 недель", режиссёр Эдриан Лайн, 1986 г.

Даже как-то странно и не похоже на Голливуд. Мультяшную красотку придумали, эксплуатировали в течение долгого времени, а не дотумкали перенести всё это в игровое кино. Так что французы могут сказать Голливуду спасибо - именно заокеанские коллеги подтолкнули фантазию европейских киношников в сторону эротик фильмов.

* * *

Это было тогда - двести... сто... пятьдесят лет назад.

В наше время, несмотря на разные пути развития пинапа, и Америка,
и Европа пришли
к среднестатистическому "оно" - в одежде, в стиле жизни, в мыслях. Мужское и женское перемешалось. А надо ли так?..

Статьи, которые вам обязательно понравятся👇

Фройляйн и фрау его мечты
Белая Орхидея14 января 2022
О гетере, которая дарила любовь и при этом имела репутацию добропорядочной женщины
Белая Орхидея15 марта 2022
Как женские пантолоны завоевали Европу и при чём тут полицейские Парижа
Белая Орхидея12 ноября 2021

#история создания #живопись #парижский стиль #история кинематографа #пародия #комедия

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!