Директор МАОУ «Гимназия № 2» города Перми
Народный учитель Российской Федерации
Заслуженный учитель Российской Федерации
Отличник народного просвещения
Адрес: г. Пермь, ул. Старцева, д. 1-а
Сайт: http://himnasy2.perm.ru/
Думай глобально - действуй локально!
Уникальная языковая гимназия подаёт пример передового учебного заведения
Истории успеха бывают разными: стремительными или протяжёнными по времени, сопряжёнными с трудностями или относительно лёгкими. Безусловно лишь одно: все они строго индивидуальны и нет среди них повторяющихся.
У Людмилы Андреевны Сухановой история успеха тесно связана с Мотовилихинским районом города Пермь. Здесь началась её педагогическая деятельность и карьера руководителя. В 1965 году она пришла в школу № 127 на должность учителя химии и биологии. Её организаторские способности и желание расти профессионально не остались без внимания, и в 1978 году Людмилу Андреевну пригласили на должность начальника Мотовилихинского районного управления образования г. Перми.
В 1989 году в районе появилась школа-новостройка № 137. Руководить новым общеобразовательным учреждением доверили именно Людмиле Сухановой. И с тех пор она — бессменный директор учебного заведения. Именно её стараниями в 1992 году рядовая школа приобрела статус гимназии. Приоритетными задачами в процессе становления образовательного учреждения стали создание современной инфраструктуры, внедрение в учебный процесс инновационных направлений обучения, в том числе информационных технологий.
Сохранять высокий уровень качества образования и постоянно расти в профессиональном плане помогла и грамотная кадровая политика, которую все эти годы проводит Людмила Андреевна. Главное здесь — сохранение и укрепление кадрового потенциала.
На сегодняшний день коллектив Гимназии № 2 — это стабильная, творческая команда единомышленников. Педагоги активно включаются в инновационные процессы, много времени уделяют повышению квалификации. Учителями гимназии разработаны и активно используются авторские, авторизованные и модернизированные учебные программы элективных и специальных курсов.
В целях развития международного сотрудничества и предоставления выпускникам возможности учиться и работать за рубежом, в 2010 году по инициативе Людмилы Андреевны на базе гимназии впервые в Перми открыты уникальные языково-страноведческие курсы «Знакомьтесь, Япония!». В 2011 году начали работать курсы китайского языка «Нихао, Китай!». К проведению занятий привлекли преподавателей — носителей языка из Японии и Китая. В итоге с 2014 года изучение китайского и японского языков включены в учебный план гимназии со 2 по 11 классы в качестве второго иностранного языка.
В 2014 году открыт «Класс Конфуция» — единственный на базе общеобразовательного учреждения (Соглашение между штаб-квартирой Институтов Конфуция (КНР, г. Пекин) и МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми). В 2018 году класс стал победителем международного конкурса на звание «Образцовый класс Конфуция» (КНР) среди 1200 подобных объединений из 154 стран.
Партнёрами гимназии в КНР являются: Средняя школа № 2 г. Циндао, Младшая школа «Тхайхан шаньлу», г. Циндао. В Японии — Школа средней и старшей ступени Кайчи, г. Вакаяма, Школа изучения иностранных языков повышенной ступени, г. Вакаяма. В Великобритании — Дартфордская гимназия (г. Дартфорд).
В рамках сотрудничества гимназия успешно реализует программы международного образовательного и культурного обмена преподавателями и школьниками. Систематически проводятся информационные мероприятия: телемосты, видеоконференции, онлайн-уроки, трансляции совместных проектов в сети Интернет.
Гимназия № 2 является в Уральском и Приволжском федеральных округах единственным сертифицированным центром по подготовке и проведению международных экзаменов на знание китайского языка HSK, японского — JLPT, а также центром по подготовке обучающихся к международным экзаменам по английскому языку Cambridge ESOL.
В учреждении открыт первый в России Представительский центр Национального китайского нефтяного университета (КНР, 2018 г.) и Пекинского университета транспорта (КНР, 2019 г.). Выпускники гимназии имеют право поступать в эти вузы на основе сдачи международного экзамена.
Внедрение бережливых технологий в работу педагогического коллектива является ещё одним из инновационных направлений деятельности гимназии. Умение видеть потери в повторяющихся управленческих, учебных процессах и с помощью внедрения бережливых технологий их устранять ведёт к оптимизации внутренних процессов и повышению качества образования.
Благодаря бережливому подходу к организации учебно-воспитательного процесса в Гимназии № 2 уже с первого класса дети учатся сохранять не только своё время и время учителя, но и правильно организовывать своё личное пространство, ставить перед собой цели и достигать их.
Важно то, что философия бережливого образования подразумевает обязательную обратную связь: как сами ученики, так и их родители могут направлять свои предложения по улучшению работы в электронном варианте на сайте гимназии.
Опыт внедрения бережливых технологий в образование транслируется и передаётся другим организациям города, края, региона и России. На базе гимназии не менее раза в год проводятся региональные и всероссийские конференции по обмену опытом. Гимназия № 2 с декабря 2020 года — Пилотная площадка по внедрению бережливых технологий в образование в рамках «Ассоциации бережливых организаций Пермского края».
Активное внедрение методов и инструментов «бережливого производства» в работу управленческой команды и педагогического коллектива позволило значительно увеличить удовлетворенность сотрудников условиями работы, обучающихся — уровнем обучения, родителей — качеством предоставления образовательных и дополнительных услуг. Реализация личного проекта директора «Оптимизация мониторинга (входного, текущего, итогового контроля) работы управленческой команды» позволила повысить эффективность исполнения поручений до 92 %.
По итогам партнёрской проверки в декабре 2021 года Гимназия № 2 получила статус федерального образца по внедрению бережливых технологий в образование.
Гимназия № 2 сегодня:
– инновационная площадка Российской академии образования «Апробация интерактивных учебных пособий серий «Наглядная школа»;
– краевая инновационная площадка, реализующая образовательную программу «Развитие навыков международных коммуникаций, управленческих и бережливых компетенций, обучающихся через изучение языка, культуры и технологий стран Востока в системе образования МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми» на 2021—2024 учебные года;
– городская инновационная площадка в рамках муниципального проекта «Уникальные школы города Перми», реализующая программу «Формирование надпрофессиональных и профессиональных компетенций, обучающихся Гимназии № 2 в сотрудничестве с Группой предприятий ПЦБК, Центром повышения производительности «Кайдзэн» и компанией «Toyota Engineering Corporation» (Япония)».
Гимназия находится на лидирующей позиции среди общеобразовательных организаций Пермского края и занимает почётное место среди общеобразовательных заведений России.
По итогам всероссийских рейтингов Гимназия № 2 — трижды лауреат конкурса «100 лучших школ России», в 2020 году признана лауреатом конкурса «100 лучших общеобразовательных организаций Российской Федерации» в номинации «Лучшая гимназия», в 2021 году стала победителем Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России».
Людмила Андреевна — руководитель высшей квалификационной категории. За десятилетия работы она внесла большой вклад в развитие теории и практики отечественного образования, укрепление авторитета российской школы.
Л. А. Суханова имеет звания: «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Отличник народного просвещения». Награждена «Орденом Почета». Является Почётным гражданином города Перми. Также она дипломант большого количества Всероссийских конкурсов. Её имя занесено в Книгу Почёта отрасли «Образования» города Перми.
Секрет успеха коллектива Людмила Андреевна видит в стабильности и сплочённости, когда коллектив единомышленников мотивирован на выполнение стратегической цели и её задач на каждом участке деятельности. Когда присутствует командное взаимодействие, способность к сотрудничеству, образовательная и профессиональная активность каждого, способность учиться, стремление к непрерывному совершенствованию и высокая профессиональная конкурентоспособность всех членов коллектива.
Секрет личного успеха Людмила Андреевна Суханова формулирует так: «Стратегическая компетентность — умение видеть перспективу на несколько шагов вперёд. Умение создавать стабильный, сплочённый коллектив в соответствии с миссией гимназии. Быть заинтересованной в росте организации и её репутации. Умение быть командным игроком, умение слушать и слышать, адаптироваться. Готовность обучаться, внедрять, совершенствоваться непрерывно. Соблюдать последовательность, способность к разработке нескольких проблем одновременно, ориентация на результат, где слово не расходится с делом. И, безусловно, идти вперед к поставленным целям!»