По поводу прошедшего Первомая.
Грех не вспомнить, что это не День Первого Дачного Шашлыка, а праздник солидарности трудящихся. И потому было решено посвятить один из постпраздничных выходных походу в один из самых маленьких музеев Перми – дом-музей «Подпольная типография».
Предыстория. В далеком уже 1906 году, больше ста лет назад, в самый разгар первой русской революции, в рабочем районе Перми, на Слудской горке, молодая пара сняла небольшой дом. Флигель – в усадьбе у мастера одного из пермских заводов. Казалось бы, ничего необычного, но хозяин, видимо, заподозрил что-то неладное и пару раз наведался к жильцам, но ничего плохого не заметил. Хотя тревожился не зря – спустя месяц соседи донесли в полицию, что в доме печатают запрещенные прокламации. Молодых людей арестовали, а подпольную типографию прикрыли.
Спустя 60 лет после событий, 1968 году, в домике, в котором тогда кто-то жил, решили сделать музей. Идея оказалась неплохой – туда поместили, помимо печатного станка, разную утварь начала века, коей еще много понаходили в располагавшихся рядом строениях. В наше время музей прикрыли, но в 2011 году открыли вновь. К моему стыду, я, много слышавший об этом месте, так и не удосужился тут побывать.
И вот решили восполнить пробел. Сейчас эта избушка смотрится совершенно шикарно в окружении высоток – даже если не знать, что там музей, воспринимаешь это как какой-то временной портал. Прошли в калитку, миновали небольшой дворик, где так и просится огород, и были встречены милейшей служительницей, организовавшей для нас индивидуальную экскурсию.
Ну, во-первых, сам станок, представляющий собой просто наборную доску со шрифтом, по которой нужно прокатать тяжелый валик. Рядом – подлинная краска конца 19-го века и бумага, на которой любой посетитель может отпечатать собственную листовку. Рядом – небольшая витрина, рассказывающая об истории революционного движения, фото его участников и героев этой истории с типографией. А все остальное – предметы быта той поры, которые можно подержать в руках. Тут и книги, красивая фарфоровая посуда, недешевая и принадлежавшая, кстати, рабочим, прочая кухонная утварь, тяжеленные утюги… Бог с ней, революцией – зато какая возможность прикоснуться к истории, в буквальном смысле.
Комнатка совсем крохотная, кухонька еще меньше – экспонатов тоже не очень много. Вот за что люблю маленькие музеи – каждому предмету можно уделить внимание, тщательно оглядеть и взвесить в руке.
Всего лишь полчаса там пробыли, вышли на улицу, к многоэтажкам. И ведь не хотелось расставаться с этой маленькой избушкой, все ходили вокруг, не в силах заставить себя открыть скрипучую калитку и выпасть в нашу такую непростую реальность…
Хотите узнать, что делал Беринг в Осе и почему он не похож на свои портреты<--Кликать сюда!
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!