Найти в Дзене
Russian World Vision

Спецпроект: российское кино. Якутский кинематограф

Наверняка за последнее время вы часто слышали про якутские фильмы (например, боди-хоррор «Пугало», взявший в 2020 главный приз Кинотавра). Якутский кинематограф, как явление существующий довольно давно, в последние годы переживает «новую волну». Здесь есть место и авторскому кино, и жанровым хоррорам с комедиями, и арт-мейнстриму. Какие картины посмотреть, что из них вынести и кого из режиссеров запомнить – обо всём в нашей рубрике. «Царь-птица», 2018, Эдуард Новиков Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и п
В рамках рубрики рассказываем про интересные феномены отечественного кино.
В рамках рубрики рассказываем про интересные феномены отечественного кино.

Наверняка за последнее время вы часто слышали про якутские фильмы (например, боди-хоррор «Пугало», взявший в 2020 главный приз Кинотавра). Якутский кинематограф, как явление существующий довольно давно, в последние годы переживает «новую волну». Здесь есть место и авторскому кино, и жанровым хоррорам с комедиями, и арт-мейнстриму. Какие картины посмотреть, что из них вынести и кого из режиссеров запомнить – обо всём в нашей рубрике.

-2

«Царь-птица», 2018, Эдуард Новиков

Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и птица начинают жить вместе в одном доме.

Обычно, говоря о якутской «новой волне», подразумевают авторское кино, хотя основной производитель – государственная компания «Сахафильм» – заинтересована в зрительских картинах. «Царь-птица» — и авторский, и зрительский, и вообще глубоко универсальный шедевр якутского кино. Это ясная и глубокая притча о якутской идентичности, традиционном обществе и в то же время неустранимом постмодерне окружающей реальности. Режиссер Эдуард Новиков известен своей способностью совмещать авторское и зрительское (например, в одном из самых кассовых якутских фильмов «Посланник небес», 2014).

«Иччи», 2020, Костас Марсаан

Нелюдимый парень Айсен живёт с пожилыми родителями в глухих якутских лесах и не собирается перебираться к цивилизации. Однажды из города внезапно приезжает старший брат Тимир с женой Лизой и маленьким сыном и просит отца продать дом, чтобы расплатиться долгами. Отец не горит желанием расставаться с жильём, отношения между Тимиром и Лизой накаляются, и Айсену не нравится, как брат обращается с женой. Несколько раз повздорив, семейство укладывается спать, но ночью начинают происходить странные и пугающие вещи.

Фильм режиссера Костаса Марсаана, до этого снявшего не менее интересную картину «Мой убийца». В Якутии любят жанровое кино и научились делать качественные хорроры (что редко для России). Костас Марсаан выделяется тем, что, прочно стоя ногами на родной почве, рассуждает на киноязыке максимально универсальном. В «Иччи» режиссёр не стал изменять этому принципу. Здесь центральным стал вопрос столкновения культур — и сценарно, и на уровне метода. Но разница менталитета, воспитания и мировоззрения не превращается в назидательную проповедь о том, кто кому чужой. Здесь все оказываются во власти силы по ту сторону привычного.

-3

«Черный снег», 2021, Степан Бурнашев

Дальнобойщик Гоша возит продукты в отдаленные северные участки Якутии. Он возит паленую водку местному незаконному торговцу алкоголем, тем самым спаивает местное население. После очередного рейса Гоша обменивает водку на мясо и рыбу — единственную валюту северного населения. Его алчность приводит к тому, что он решается ехать обратно в город один. По дороге у него ломается машина, и во время ремонта на его руку падает многотонная машина. Гоша застревает в бескрайних просторах севера.

Степан Бурнашев по своей натуре экспериментатор — за десять снятых фильмов перебрал множество жанров. Предметом его экспериментов становятся и явления природы, например, холод. В картине много ночных сцен, во время съемок температура опускалась до -45. Треть фильма снята двумя длинными кадрами. Один кадр снимали три ночи, второй — две. Исполнитель главной роли Федот Львов четыре ночи лежал под Камазом. Техника не выдерживала морозов и выходила из строя. На отогрев членов команды после смены уходило до трех часов. Результатом стала ужасающе достоверная картина, главная ценность которой в подчас тяжелом процессе выживания. Можно даже сказать, что не «Пугало», а именно «Черный снег» – настоящий боди-хоррор.

-4

«Костер на ветру», 2016, Дмитрий Давыдов

Молодой парень, случайно убив друга, совершает самоубийство. Отцы обоих парней решают, как им жить дальше. Один пытается все забыть и дожить свою жизнь по совести, он находит успокоение и смысл жизни в беспризорном парнишке, которого приводит жить к себе домой. Другой же отец не может справиться с горем – в нем растут ненависть и жажда мести.

Дмитрий Давыдов – школьный учитель, самоучкой дошедший до конкурса Пусана с дебютной картиной «Костер на ветру» и победы на Кинотавре 2020 («Пугало»). Его фильмам свойственен минимализм, драма одиночки и изгоя. Лишенный притворства и остросоциальной стилизации, «Костер на ветру» обращается к духовному, к жизни по совести. Такие истории невозможно снять, будучи в них не погруженным. Режиссер и команда сделали фильм о собственной жизни, ничего не приукрашивая, что и придает фильму уникальность.

-5

«Чувак», 2017, Владимир Мункуев

Два друга сбегают с деревни в город в поисках лучшей жизни. Однако найти свое место в городе оказывается не так просто, как казалось сначала. Сделав несколько неудачных попыток заработать и истратив последние деньги на развлечения, герои начинают заниматься мелким криминалом, не осознавая, к чему это может привести.

При бюджете 2,8 миллиона рублей «Чувак» собрал в местном прокате 8 миллионов и имел колоссальный успех. Неудивительно, что в новом фильме режиссера «Нуучча» согласился сниматься Сергей Гилев. В «Чуваке» добротный сценарий, хорошая коммерческая «картинка», милые отсылки к жанровым образцам, самоирония и гениальный саундтрек — заслуживающая отдельного внимания ретроспектива якутской музыки, от эстрадных хитов 60–70-х до современных исполнителей. Авторам удалось втиснуть в декорации криминальной комедии здоровую долю социальной сатиры, затронув почти весь спектр насущных проблем (внутренняя миграция, неустроенность городов, засилье микрокредитных организаций, откаты и продажные полицейские).