Формирование комфортной среды для повышения результатов

Республика Башкортостан, село в 80 км от столицы республики – Уфы. Численность населения – около 5 тысяч человек.

Республика Башкортостан, село в 80 км от столицы республики – Уфы. Численность населения – около 5 тысяч человек. Школа здесь единственная, 1 сентября 2021 года начала свой 70-й учебный год.

Школа здесь единственная, 1 сентября 2021 года начала свой 70-й учебный год. В 2021/2022 учебном году в ней обучаются почти 700 детей из разных социальных групп населения.

Коллектив школы составляют 56 педагогических работников. 64% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 26% – первую категорию. Их работа отмечена различными наградами: 12 – федерального уровня, 10 – регионального. Также в разные годы школой были получены шесть государственных грантов.

Сельская школа – это не просто образовательная организация. Это образ жизни – учителей, учеников и их родителей. Это социокультурный центр села. В силу сложившихся традиций школа участвует в организации наиболее важных для жителей села мероприятий.

Преимущество любой образовательной организации – способность учитывать разносторонние потребности разных школьников и открытость информационной среды школ. Сегодня все это успешно здесь реализуется. Педагоги ищут подход к каждому и умеют работать с очень разными учениками, и с теми, кто остается без должного внимания родителей, и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведется работа по всем актуальным направлениям: работа с одаренными детьми, инклюзивное образование, применение дистанционных технологий обучения, патриотическое воспитание, профориентация. Но так было не всегда.

Несколько лет назад при подготовке отчета по самообследованию было обнаружено, что показатели работы школы на протяжении ряда лет не меняются, отсутствует положительная динамика и наметился небольшой рост количества детей, находящихся на учете в ПДН (подразделение полиции по работе с несовершеннолетними).

При подготовке программы развития школы было принято решение создать условия и комфортную среду для повышения качества образования в сельской школе.

В тесном взаимодействии с педагогами был проведен анализ текущей ситуации, доступных ресурсов и реализуемых мероприятий. Были определены основные риски снижения образовательных результатов:

● инертность некоторых педагогов,

● невысокий уровень активности родителей,

● потребность в молодых кадрах,

● недостаток финансирования.

И, конечно, пути их минимизации.

Была определена цель: создание условий для получения благоприятной динамики образовательных результатов, организация эффективной работы с особыми категориями обучающихся, повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

Цель была конкретизирована в задачах.

Кадровый вопрос является важной проблемой всех образовательных организаций, а сельских – в особенности. Поэтому привлечение молодых специалистов, с новыми, неординарными идеями и владеющими современными технологиями, – задача первостепенной важности. Несколько лет назад средний возраст педагогов составлял 50 лет.

Зная о потребности в кадрах, администрация заключила договоры с педагогическими вузами на подготовку специалистов. В результате в школу пришли 14 новых педагогов, 12 из которых – выпускники самой школы. Средний возраст педагогов теперь – 46 лет.

Компетенции педагогов

В школе после капитального ремонта была создана хорошая материально-техническая база, которая помогла бы повысить эффективность образовательного процесса. Но уровень компьютерной грамотности педагогов не позволял использовать современные технологии в нужном объеме.

Перед учителями встала задача освоить технологии, разнообразить формы и методы обучения. В школе нашлась небольшая группа учителей – активных пользователей компьютерных технологий в обучении. И возникла идея подтянуть остальных педагогов до соответствующего уровня. Для этого администрация школы обратилась в Центр электронного образования Института развития образования Республики Башкортостан. На протяжении трех лет школа совместно с Институтом развития образования работала как инновационная площадка по теме “Использование электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования в сельской школе”.

В самом начале работы недостаточный уровень компьютерной грамотности затруднял работу педагогов на инновационной площадке. Внешние курсы повышения квалификации, мастер-классы и открытые уроки, организованные усилиями школы, помогли преодолеть этот барьер.

Работа на инновационной площадке помогла всем педагогам школы выйти на качественно новый уровень преподавания с применением технологий.

Повышение уровня вовлеченности учеников в образовательный и воспитательный процесс

Школьный коллектив совместно продумал и организовал комплекс мероприятий профориентационной направленности, в рамках которых старшеклассникам подробно рассказывают о государственных программах, действующих на территории Республики Башкортостан. С 2018 года школа принимает активное участие в реализации государственных проектов различного уровня. Например, профориентационный проект “Взлетай”, главная задача которого – эффективная подготовка старшеклассников к взрослой жизни.

Участие в таком проекте дает свои результаты: огромный опыт, новые друзья, а самое главное – новые возможности для развития каждого ребенка и педагога, а также возможности для разработки совместных инновационных образовательных подходов.

В старших классах организовано профильное обучение по предметам естественно-научного цикла. Ученики принимают участие в различных профильных проектах республики.

В школе работает военно-патриотический клуб имени Сулеймана Султан-Галиева. Ребята поддерживают связь и помогают ветеранам войны и труженикам тыла, принимают участие в акциях памяти и военно-патриотических фестивалях.

А в 2021 году ученики после тренировок и участия в соревнованиях по скалолазанию “Сердце помнит” совершили подъем на высоту 4000 метров на гору Эльбрус.

Республика Башкортостан, село в 80 км от столицы республики – Уфы. Численность населения – около 5 тысяч человек. Школа здесь единственная, 1 сентября 2021 года начала свой 70-й учебный год.-2

В школе размещается один из центров цифрового и гуманитарного профиля “Точка роста”, который оказывает неоспоримую помощь в формировании компетенций у учащихся и повышения их познавательной мотивации.

В школе, где есть инклюзивное обучение, дети узнают и привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди разные и каждый имеет право на такую же жизнь, воспитание и развитие, что можно и нужно принимать друг друга.

Наличие в школе детей с ОВЗ побудило обратиться в 2013 году в Министерство образования Республики Башкортостан с просьбой о включении школы в государственную программу “Доступная среда”.

В 2014/2015 учебном году школа приняла участие в ее реализации. Была создана комфортная среда для людей с ОВЗ. Не забыли и о педагогах, которые должны знать о физиологических и психических особенностях таких детей и уметь работать с ними. Педагогические работники прошли обучение на курсах “Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ”.

Сегодня в школе все обучающиеся с ОВЗ получают знания в соответствии со своими возможностями и особенностями.

Результаты

В школе уверены, что благодаря высокому уровню владения учителями и школьниками компьютерными технологиями участники Общероссийской оценки по модели PISA успешно прошли тестирование и показали высокое качество образования. Результаты тестирования обучающихся в этой школе выше результатов по Российской Федерации.

Перспектива

Сегодня в школе созданы все условия для претворения в жизнь миссии “Доступное и качественное образование в сельской школе как условие успешной социализации каждого ребенка”.

Но на этом школа не останавливается. Анализ результатов оценочных процедур и данных ВСОКО привел к постановке новых задач как перед учителями, так и перед обучающимися.

#опытшколы #высокиерезультаты #успешныепрактики