Знаете ли вы, что «Жена путешественника во времени» задумывалась как графический роман? История, которая полюбилась миллионам читателей (и это не пустые слова – к 2013 году в мире было продано семь миллионов экземпляров романа) – стала дебютной книгой художницы и университетского преподавателя Одри Ниффенеггер, до нее выпустившей несколько графических романов: «Старая дева», «Аберрант Абекадариум», «Убийца, «Весна» – в мрачной макабрической стилистике.
То есть она придумывала, писала и отрисовывала сюжеты и прежде, но то была специфическая ниша эстетских комиксов, выполненных к тому же в весьма своеобразной манере. О замысле романа Одри рассказывает так: однажды, во время рисования, в голове у нее возникла фраза «жена путешественника во времени» и тут же появился зримый образ одинокой седой женщины, сидящей у окна в ожидании своего мужа, который в это время странствует в неведомых, невообразимых далях.
Как видите, между первым зрительным воплощением и конечным результатом большая разница, Клэр в романе (и в фильме) молода, хороша собой, с роскошной рыжей гривой. Но не будем забегать вперед. Попытавшись рассказать историю отношений путешественника во времени и его любимой, Ниффенеггер столкнулась с тем, что привычными средствами комикса сделать это нереально. Ничего не оставалось, кроме как перейти от графического романа к традиционному.
Жена путешественника во вре...
На этом этапе пришлось определиться с концепцией. Догмат «эффекта бабочки» (когда раздавленная, во время экскурсии в прошлое, бабочка изменяет весь мир в настоящем) – постулат, естественный в глазах поклонников темпоральной фантастики, не годился для романа с таким множеством скачков во времени, со встречами героев в самом разном возрасте. Потому автор остановилась на «линейном» варианте, в котором перемещения в прошлое и будущее не вызывают временных парадоксов с ветвящимися событиями.
Впрочем, жизни героев это не упростило, ведь согласно условиям, во время своих неожиданных прыжков чикагский библиотекарь Генри Детембль исчезает из времени-места, где находился, оставляя одежду. И появляется на новом месте обнаженным. А теперь представьте, что вы оказались голышом в публичном месте, без денег, без документов, каково? А теперь представьте, что время действия зима и на улице минус 10. При таком раскладе, чтобы выживать, герой должен быть в хорошей физической форме, уметь вскрывать несложные замки любыми подручными средствами и не быть чересчур щепетильным в вопросах имущественной неприкосновенности.
Одри дала героям имена, Клэр и Генри, подумала об окружении и предыстории каждого из них. Приоткрою тайну для тех, кто не читал книгу и не смотрел фильма: хотя разница в возрасте между героями восемь лет, первая встреча произошла у шестилетней Клэр со взрослым Генри. Если вы пришли в ужас, представив малышку в обществе голого мужика, то расслабьтесь – всё очень целомудренно, а любовью герои впервые займутся не раньше, чем Клэр исполнится 18 лет.
Работа над романом заняла в общей сложности пять лет, и писался он вне какого бы то ни было хронологического порядка: «Сначала я написала финал, – говорит Ниффенеггер, – потом сцену потери героиней невинности. Я описывала те эпизоды, которые появлялись перед мысленным взором». После того, как первые читатели романа из числа друзей писательницы посетовали на чрезмерную запутанность истории, она расположила фрагменты в хронологическом порядке.
Сначала «Жена путешественника во времени» была более мрачной историей, Ниффенеггер не из числа самых оптимистичных и жизнерадостных авторов. На каком-то этапе этих деструктивных отношений Клэр должна была потерять рассудок: не всякая психика выдержит полное отсутствие определенности в отношениях. В конечный вариант романа это не вошло, однако в нем (в книге, а не в фильме) есть мучительная сцена ампутации ног, которую приходится пережить Генри. Это по сути в случае героя отсроченный приговор. Помните, его спасает мобильность, а на культях далеко не убежишь.
В 2009 году, когда роман экранизировали впервые, обращение романтической фантастики к теме ампутантов было немыслимым. Кстати, небольшой экскурс в историю создания фильма. Права на экранизацию были выкуплены продюсерской компанией Plan B, которой совместно владели Брэд Питт и Дженнифер Энистон, еще в 2003 году. Тогда они были женаты, и сценарист Брюс Джоэл Рубин, написавший оскароносный сценарий «Призрака», создал сценарий с ролями героев для звездной пары. Однако ко времени съемок фильма они разошлись, а Генри с Клэр сыграли Эрик Бана и Рэйчел МакАдамс
Фильм получился красивый, романтичный, трогательный, и зрители высоко оценили его, однако одобрение критиков не было столь однозначным. Романтика и красота прекрасны, но очарование этой истории в немалой мере в динамике постоянно меняющихся локаций и возрастных отношений между героями, а передать динамику романа средствами широкоэкранного кино сложно, практически невозможно. Одновременно с этим «Жена путешественника во времени» словно бы создана для воплощения в формате сериала.
И вот, свершилось. Мировая премьера сериала состоится 15 мая, Клэр и Генри сыграют Тео Джеймс («Дивергент») и Роуз Лесли (Гвен Доусон в «Аббатстве Даунтон» и «одичалая» Игритт в «Игре престолов»). Рейтинг ожиданий невероятно высок, и надеюсь, что у нас всё-таки появится возможность посмотреть эту историю такой, какой ее увидели HBO и режиссер Дэвид Наттер.
Что до Одри Ниффенеггер, то она сейчас работает над продолжением романа, права на экранизацию которого уже проданы. Роман под рабочим названием «Другой муж» посвящен Альбе, дочери Клэр и Генри, унаследовавшей генетическую аномалию отца, и которой, уже в своей жизни, приходится справляться со сложностями двойного брака.
#жена путешественника во времени #экранизация #чтение #что почитать #что посмотреть #livelib