Найти тему
34,5K подписчиков

«Жена путешественника во времени»: книга, фильм, сериал

 Знаете ли вы, что «Жена путешественника во времени» задумывалась как графический роман?

Знаете ли вы, что «Жена путешественника во времени» задумывалась как графический роман? История, которая полюбилась миллионам читателей (и это не пустые слова – к 2013 году в мире было продано семь миллионов экземпляров романа) – стала дебютной книгой художницы и университетского преподавателя Одри Ниффенеггер, до нее выпустившей несколько графических романов: «Старая дева», «Аберрант Абекадариум», «Убийца, «Весна» – в мрачной макабрической стилистике.

То есть она придумывала, писала и отрисовывала сюжеты и прежде, но то была специфическая ниша эстетских комиксов, выполненных к тому же в весьма своеобразной манере. О замысле романа Одри рассказывает так: однажды, во время рисования, в голове у нее возникла фраза «жена путешественника во времени» и тут же появился зримый образ одинокой седой женщины, сидящей у окна в ожидании своего мужа, который в это время странствует в неведомых, невообразимых далях.

Как видите, между первым зрительным воплощением и конечным результатом большая разница, Клэр в романе (и в фильме) молода, хороша собой, с роскошной рыжей гривой. Но не будем забегать вперед. Попытавшись рассказать историю отношений путешественника во времени и его любимой, Ниффенеггер столкнулась с тем, что привычными средствами комикса сделать это нереально. Ничего не оставалось, кроме как перейти от графического романа к традиционному.

Бестселлер
Бестселлер

Жена путешественника во вре...

Одри Ниффенеггер

На этом этапе пришлось определиться с концепцией. Догмат «эффекта бабочки» (когда раздавленная, во время экскурсии в прошлое, бабочка изменяет весь мир в настоящем) – постулат, естественный в глазах поклонников темпоральной фантастики, не годился для романа с таким множеством скачков во времени, со встречами героев в самом разном возрасте. Потому автор остановилась на «линейном» варианте, в котором перемещения в прошлое и будущее не вызывают временных парадоксов с ветвящимися событиями.

Впрочем, жизни героев это не упростило, ведь согласно условиям, во время своих неожиданных прыжков чикагский библиотекарь Генри Детембль исчезает из времени-места, где находился, оставляя одежду. И появляется на новом месте обнаженным. А теперь представьте, что вы оказались голышом в публичном месте, без денег, без документов, каково? А теперь представьте, что время действия зима и на улице минус 10. При таком раскладе, чтобы выживать, герой должен быть в хорошей физической форме, уметь вскрывать несложные замки любыми подручными средствами и не быть чересчур щепетильным в вопросах имущественной неприкосновенности.

Одри дала героям имена, Клэр и Генри, подумала об окружении и предыстории каждого из них. Приоткрою тайну для тех, кто не читал книгу и не смотрел фильма: хотя разница в возрасте между героями восемь лет, первая встреча произошла у шестилетней Клэр со взрослым Генри. Если вы пришли в ужас, представив малышку в обществе голого мужика, то расслабьтесь – всё очень целомудренно, а любовью герои впервые займутся не раньше, чем Клэр исполнится 18 лет.

Работа над романом заняла в общей сложности пять лет, и писался он вне какого бы то ни было хронологического порядка: «Сначала я написала финал, – говорит Ниффенеггер, – потом сцену потери героиней невинности. Я описывала те эпизоды, которые появлялись перед мысленным взором». После того, как первые читатели романа из числа друзей писательницы посетовали на чрезмерную запутанность истории, она расположила фрагменты в хронологическом порядке.

Сначала «Жена путешественника во времени» была более мрачной историей, Ниффенеггер не из числа самых оптимистичных и жизнерадостных авторов. На каком-то этапе этих деструктивных отношений Клэр должна была потерять рассудок: не всякая психика выдержит полное отсутствие определенности в отношениях. В конечный вариант романа это не вошло, однако в нем (в книге, а не в фильме) есть мучительная сцена ампутации ног, которую приходится пережить Генри. Это по сути в случае героя отсроченный приговор. Помните, его спасает мобильность, а на культях далеко не убежишь.

.
.

В 2009 году, когда роман экранизировали впервые, обращение романтической фантастики к теме ампутантов было немыслимым. Кстати, небольшой экскурс в историю создания фильма. Права на экранизацию были выкуплены продюсерской компанией Plan B, которой совместно владели Брэд Питт и Дженнифер Энистон, еще в 2003 году. Тогда они были женаты, и сценарист Брюс Джоэл Рубин, написавший оскароносный сценарий «Призрака», создал сценарий с ролями героев для звездной пары. Однако ко времени съемок фильма они разошлись, а Генри с Клэр сыграли Эрик Бана и Рэйчел МакАдамс

Фильм получился красивый, романтичный, трогательный, и зрители высоко оценили его, однако одобрение критиков не было столь однозначным. Романтика и красота прекрасны, но очарование этой истории в немалой мере в динамике постоянно меняющихся локаций и возрастных отношений между героями, а передать динамику романа средствами широкоэкранного кино сложно, практически невозможно. Одновременно с этим «Жена путешественника во времени» словно бы создана для воплощения в формате сериала.

И вот, свершилось. Мировая премьера сериала состоится 15 мая, Клэр и Генри сыграют Тео Джеймс («Дивергент») и Роуз Лесли (Гвен Доусон в «Аббатстве Даунтон» и «одичалая» Игритт в «Игре престолов»). Рейтинг ожиданий невероятно высок, и надеюсь, что у нас всё-таки появится возможность посмотреть эту историю такой, какой ее увидели HBO и режиссер Дэвид Наттер.

Что до Одри Ниффенеггер, то она сейчас работает над продолжением романа, права на экранизацию которого уже проданы. Роман под рабочим названием «Другой муж» посвящен Альбе, дочери Клэр и Генри, унаследовавшей генетическую аномалию отца, и которой, уже в своей жизни, приходится справляться со сложностями двойного брака.

#жена путешественника во времени #экранизация #чтение #что почитать #что посмотреть #livelib