СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ. КАК ПРИУЧИТЬ

✅ Научиться использовать списки (планы). Они помогают планировать наши дела и расставлять приоритеты в течение дня. Помогают  распределять время, ресурсы, ответственность и наглядно демонстрируют, что уже сделано.

 ✅ Научиться использовать списки (планы). Они помогают планировать наши дела и расставлять приоритеты в течение дня.

✅ Визуализация (+ списки). Например, перечень можно распечатать, и ребенок в магазине сможет отмечать покупки. Нужны красочные пошаговые инструкции или чек-листы (прикреплять на стену).

✅ Пошаговое обучение. Разбивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций. Сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра - упор на липучку.

✅ Организация домашнего пространства - должен быть установлен и поддерживаться определённый порядок, особенно в детской комнате. Предметы и игрушки должны иметь своё место. Вещи в шкафу – также. Раскладывайте их в определённом одинаковом порядке – так легче приучить к самостоятельности.

 📍безопасность и учёт того, что ребёнок будет бегать, прыгать, взбираться на подоконники и мебель. У детей (особенно с аутизмом) зачастую нет «ощущения края» и наблюдается тенденция к «экстремальным действиям», значит мебель должна быть устойчивой и без острых углов. Избавьтесь от тяжёлых, неустойчивых, бьющихся предметов. Все потенциально опасные вещи убраны или закрыты под замок. Не нужно играть маминой косметикой и папиной бритвой.

 📍 оснащённость. Игрушки должны быть разные: любимые, музыкальные и познавательным, а не только пирамидки и матрёшки, а также наборы для творчества, рисования и т. п.). Материал игрушек должен быть не нетоксичным и нетравмоопасным, приятным на ощупь, гармоничных расцветок. Книги и видеофильмы - по уровню развития ребёнка, способствовать реальному восприятию окружающего мира. Если они пока не в поле интереса ребёнка, то лучше убрать. Спортивное оборудование может помочь не только заниматься, но и расслабиться, сбросить агрессию (мячи разных материалов и размеров, шведская стенка, кольца, канат, маты, детские тренажёры и балансиры).

📍 поддержание порядка. Про свои места предметов, игрушек и вещей я уже написала выше. В квартире должны быть места по предназначению: игровая, сенсорная, место для занятий, сна, приёма пищи.

✅ Мультисенсорный подход - опираемся на разные ощущения: трогать, мять, гладить, чувствовать запах, пробовать (когда можно) и изучать все необходимые ингредиенты. Готовьте вместе с ребёнком, учите резать, раскатывать, разминать тесто.

Задействуйте в процессе и другие органы. Рот – проговаривайте то, что делаете. Нос – понюхать. Голову – контроль, пусть будет ответственным за процесс.

✅ Мотивация. Придумать мотивацию – это самое трудное, но и самое необходимое для обучения. Ребёнок любит макароны – готовьте их, можно самим сделать домашние. Любит конкретный йогурт – сходите в магазин за ним, попутно выберите и другое. Не любит одеваться, но любит нажимать кнопки, купите одежду с ними или пристрочите их к одежде.

✅ Используйте короткие и четкие инструкции. Что взять, какие действия совершить. Повторяйте инструкции, не меняя последовательности действий, и используйте те же слова и формулировки, это способствует запоминанию.

✅ Время. Выделяйте достаточно времени и не жалейте его. Нельзя, не потратив своё личное время, получить результат. Будете руководствоваться вот этим - «у меня нет времени ждать, пока он там копается» - то не только не позволите ребенку сформировать навык, но будете мешать развиваться и подвергать его постоянному стрессу.

✅ Позвольте ребенку «помочь» вам. Например, расчесать волосы.

✅ Играйте на время и устанавливайте таймеры (песочные часы, секундомеры). Четкие временные рамки - эффективное средство и наглядная демонстрация времени.

#бытовыенавыки #logomed_olga_azova_бытовыенавыки #гигиена #logomed_olga_azova_гигиена #навыкисамообслуживания #logomed_olga_azova_Навыкисамообслуживани