Найти тему
Уроки логопеда

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ

Оглавление

Многие родители задумываются о том, нужен ли ребенку логопед, когда он идет в школу. В этом случае речь идет о наличии ярко выраженных речевых дефектах, которые трудно не заметить. Безусловно, есть и очень внимательные родители, которые уже в раннем возрасте замечают у своего малыша неправильное произношение некоторых звуков. Но на приеме у специалиста оказывается, что развитие ребенка соответствует возрасту и поводов для беспокойства не имеется.

В каком возрасте необходимо обращаться к детскому логопеду для того, чтобы ребенок заговорил?

Причины нарушения речи.

Речь – это одна из важнейших психических функций человека, которая необходима для благополучной социализации и коммуникации со своими сверстниками. Если оценивать общее развитие ребенка педиатры, то они обязательно обращают внимание на уровень развития речи и его речевого аппарата.

Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:

  • нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
  • отсутствие нарушения слуха;
  • нормальное зрение;
  • достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.

Если говорить об умении правильно произносить звуки, то стоит помнить о развитии именно речевого аппарата ребенка.

Речевой аппарат включает в себя: рот, зубы, язык, маленький язычок (правильная длина уздечки) и твердое нёбо, полость носоглотки, надгортанник и собственно горло с голосовыми связками, трахейный ствол, бронхи и легкие. Ведь источником звукообразования в этом случае является не только голосовые связки, но и дыхание.

Поэтому неудивительно, например, то, что при респираторном заболевание меняется тембр голоса и способность произносить звуки в полном отсутствии голоса. Стоматологическая проблема может привести к тому, чтобы даже речь взрослого человека была трудно понята.

Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.

  • Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
  • Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
  • Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
  • Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
  • Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.

Изучив причины возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических недостатков родители не могут качественно повлиять на восстановительный процесс, кроме того, как тщательно выполнять рекомендации врачей.

Однако если речь идёт о нарушениях речи, которые связаны с проблемами общения в семье, то их можно избежать путем налаживания психологического климата в семье и достаточно общения с ребенком. С такими детьми и их родителями будут работать психологи.

Когда нужен логопед

Если у ребёнка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа ″кххх″, ″гыгы″, ″агу″, ″агы″, затем повторяющихся слогов ″диди″, ″гиги″, ″бубу″, ″тата″), то уже в возрасте 1 года стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации.Также необходимо проконсультироваться с неврологом и логопедом, если у ребёнка:

  • в возрасте 2 лет слишком мало слов, нет фраз или ребёнок совсем не говорит; если ребёнок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, ″К″ заменяет на ″Т″);
  • в возрасте 3 лет ребёнок говорит на ″своём″ языке, причём много и активно, но понятных и простых слов почти нет; или малыш всё понимает, а говорить не хочет – ″очень упрямый″; если вас настораживает в речи ребёнка сильная разница по сравнению с речью его сверстников;
  • в возрасте 4–5 лет речь ребёнка нечёткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки; он многие звуки говорит мягко: ″кися″, ″щапка″, ″тяйник″, ″лямпотька″. Причинами этого могут быть либо дизартрия, которую выявит логопед, либо психологические проблемы, при которых ребёнок привлекает к себе внимание взрослых».

В возрасте старше 6 лет у ребёнка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем со звукопроизношением быть не должно. Поводом для обращения к логопеду могут стать следующие причины:

  • Ребенок стал говорить с запинками, повторяет слова, слова, заикается;
  • Не может ответить на вопрос, плохо запоминает стихи, не может рассказать о рассказе, в длинных словах пропускает или заменяет слоги;
  • А у ребенка в школе проблемы с письмом.

Чем логопед поможет ребёнку?

Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.

Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.