Пьеса «Бег»: Булгаков о другой стороне Гражданской войны

792 прочитали

Некоторое время назад я ходила на спектакль «Бег» в МХТ по неизвестной мне на тот момент пьесе любимого Михаила Афанасьевича Булгакова. Спектакль произвёл впечатление, и я прочла первоисточник.

Обложка книги - Ozon.ru
Обложка книги - Ozon.ru

Булгаков написал прекрасную пьесу о другой стороне Гражданской войны. Главные герои - эмигранты. У каждого из них за плечами своё прошлое, все переживают одно настоящее, объединённое этим самым бегом. Бегом из рассыпавшегося в прах прошлого, в будущее, которое не видно за туманом и пеплом настоящего, странного, тягучего, больше напоминающего липкие, гнетущие сны, нежели реальность.

Мастер (простите, в смысле М.А.) именно так и назвал своё произведение: пьеса в восьми снах и четырёх действиях.

«Бег» - мощь. На мой вкус, гораздо лучше «Белой гвардии». Каждый герой - олицетворение той страшной и странной эпохи перепутья. Короткой, горькой - но точно эпохи, не периода, не этапа.
Отдельный пласт. Со своими поломанными судьбами.

Это история антисоветчиков, поэтому неудивительно что и книга, и фильм долго были запрещены. Но в ней нет ни осуждения режима, ни политики, ни идеологии, ни романтизации «белых». Здесь есть люди, в каждом из которых всего хватает. Люди-образы, люди-призраки, люди-сны, бегущие в никуда из ниоткуда.

Пьеса пробирает. Ее можно и нужно рвать на цитаты, но готовьтесь, что цитаты эти сродни приговору.

"Запомните: человек, живущий в Париже, должен знать, что русский язык пригоден лишь для того, чтобы ругаться непечатными словами или, что еще хуже, провозглашать какие-нибудь разрушительные лозунги. Ни то ни другое в Париже не принято".

Очень рекомендую фильм 1970го года. Хоть он и не по одному «Бегу», а с примесью «Гвардии», зацензурен в лучших цитатах, дополнен лишними, с моей точки зрения, «красными» персонажами, но - атмосферен донельзя.

Постер - Кинопоиск.ру
Постер - Кинопоиск.ру

Мощная актерская игра - один Чарнота чего стоит. Эти образы вам врежутся в сознание. Они будут разговаривать в вашей голове. И - хорошо, пусть говорят. Им можно. Нужно. Фильм удачно передал почти каждого героя так, как прописано.

При желании можно выклянчить всё: деньги, славу, власть. Но не Родину. Тем более, такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу, господа нищие, не вмещается!

Хотела добавить больше цитат, но не буду. Стоит просто прочесть «Бег», текст небольшой. Мне было немного сложно вначале читать пьесу, не делала этого давно, но быстро втянулась.

А вот спектакль после книги вряд ли понравится и произведет какое-то особенное положительное впечатление (а возможно, даже отрицательное). Мне в этом смысле повезло, я шла по нарастающей: спектакль (до знакомства с текстом Булгакова) - пьеса - фильм. Поэтому осталась довольна и постановкой, отметив, впрочем, несколько нюансов. В частности, хоть спектакль идёт практически буква в букву по тексту, но главный персонаж, Хлудов в исполнении Анатолия Белого, там неудачен. Удачен Корзухин в исполнении Игоря Верника и Люська, она же Люси, она же Ирина Пегова (в миру, вне спектакля). В общем-то, на этом всё по достоинствам - и это становится особенно ясно после прочтения «Бега» и просмотра одноименного фильма. Хотя то, что после этой постановки есть непреодолимое желание обратиться к первоисточнику - хорошо само по себе.