Найти тему
6,6K подписчиков

Как борщевик напомнил об истории знаменитой финской бумаги и о войне с Финляндией

625 прочитали

Найдено неожиданное оружие в борьбе с западными санкциями. Это – борщевик.

Известный всем гигантский сорняк наносит огромный вред российскому сельскому хозяйству.

Фото с сайта: lenta.ru
Фото с сайта: lenta.ru

Но вот сейчас опубликован доклад, в котором утверждается, что из борщевика, оказывается, удобно делать бумагу. “При налаженной технологии обработки объем полученной целлюлозы может составить 35% от сухой массы борщевика”, - пишут в своем докладе представители Института проблем химической физики РАН.

Причем это будет так необходимая всем бумага белого цвета. Как обещают специалисты, они могут наладить изготовление компонентов для отбеливания бумаги на основе борщевика.

Как раз белой бумаги россияне лишились после того, как финны перестали поставлять нам технологию производства своей знаменитой бумаги и отбеливающие нитраты. И на этом примере можно увидеть, как история повторяется.

Знаменитая финская бумага стала поступать в нашу страну еще в эпоху СССР, в 20-е годы прошлого века, когда в Финляндии компания Кемира открыла свой первый бумажный завод. Развитию сотрудничества послужил подписанный в 1932 году договор: Финляндия закупала у нас древесину, нефть, а Москва импортировала промышленное оборудование и ту самую беленую бумагу.

Но все это прекратилось, когда осенью 1939 года после перестрелок на границе Сталин решил начать войну против Финляндии. 28 ноября Москва официально заявила о прекращении действия договора о ненападении, а два дня спустя Красная армия начала двигаться вглубь финской территории.

В Москве расчитывали на быструю победу. Как вспоминал Хрущев, перед началом боевых действий Сталин на одном из совещаний заявил:

“Достаточно выстрелить из пушки, и финны поднимут руки… Война быстро закончится с небольшими потерями для нас”.

При этом советские официальные лица заявляли, что Москва вообще-то и не воюет с Финляндией, а просто по просьбе финских патриотов оказывает им помощь в ликвидации опасного очага войны, созданого антинародной хунтой в Хельсинки.

Фото с сайта: realnoevremya.ru
Фото с сайта: realnoevremya.ru

По радио передавали бодрые песни о том, как финны цветами будут встречать советских солдат – освободителей народа от власти капиталистов. Эту песню крутили тогда повсюду, и в тылу, и на фронте в действующих частях, в самых разных вариантах:

“Мы поможем вам с прошлым расправиться.

Танки лихо берут косогор.

Принимай нас, Суоми-красавица

В ожерельи прозрачных озер”.

Но красавица не приняла. Финны оказали неожиданное для советских генералов сильное сопротивление, и маленькая победоносная война не получилась. Маршал Жуков в своих мемуарах так высказывался о том, что тогда произошло:

“Война в Финляндии показала Гитлеру слабые стороны нашей армии…Уровень боевой подготовки войск упал очень сильно… Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до дезертирства”.

Явно растерявшийся от того, как стали развиваться события, военный министр маршал Ворошилов обвинил многих командиров в трусости. На фронте стали широко практиковаться ускоренные суды, расстрелы командиров перед личным составом.

А затем в военных неудачах обвинили и самого министра. По воспоминаниям участников застольных бесед со Сталиным, тот весьма резко высказывался в адрес Ворошилова:

“Хвастался, заверял, утверждал, что на удар ответим тройным ударом, все в порядке, товарищ Сталин, все готово, а оказалось…”

Фото с сайта: ru.wikipedia.org
Фото с сайта: ru.wikipedia.org

В итоге Ворошилов был снят с поста главы военного ведомства. Одновременно был подписан мирный договор. Финны, поломав все планы советского командования, смогли отстоять независимость, но были вынуждены смириться с тем, что значительная часть их территорий перешла под контроль Москвы.

Наступил мир,но финской бумаги Москва лишилась надолго. Потом, правда, торговля возобновились – а теперь вот опять введены санкции и поставки финской бумаги опять прекращены. Но подробнее об этом уже в следующей публикации - в продолжении историй о страшном борщевике.