Найти тему

Трансляция «Войны миров» вызвала массовую панику среди американцев. Правда или миф?

Оглавление
Что мы знаем о самой известной радиоспектакле Орсона Уэллса?
Что мы знаем о самой известной радиоспектакле Орсона Уэллса?

Мировая история полна искажений. Иногда вещи, которые считаются фактами, имеют мало общего с реальностью. С другой стороны, события, которые кажутся слишком жуткими, чтобы быть правдой, оказываются самыми реальными. История не так очевидна, как кажется!

«Теперь мы знаем, что в начале 1900-х за нашим миром пристально следили разумные существа», — транслировалось CBS 30 октября 1938 г. Трансляция, которую прослушали более 12 миллионов зрителей, вызвала массовую панику. Десятки тысяч американцев спешно покинули свои дома и пытались бежать, опасаясь захватчиков с Марса. Сотни получили травмы в этой неразберихе. Были даже самоубийства. И все это из-за радиодрамы, которая транслировалась накануне Второй мировой войны. История этой передачи является одним из наиболее известных примеров силы средств массовой информации. Информации настоящей? Не обязательно!

«Не ожидал ничего необычного»

Эти слова Орсон Уэллс произнес на пресс-конференции сразу после того, как его передача вышла в эфир. На вопрос журналистов, осознавал ли он панику, которую это вызовет, он ответил, что… ничего нового не сделал.

Сюжет радиоспектакля являлся экранизацией одноименного романа Герберта Уэллса конца XIX века. Радиоверсия воспроизвела топографию Нью-Йорка. В оригинальном сценарии это было сделано достаточно подробно, поэтому радиостанция заставила автора внести некоторые изменения. В конце концов, опасаясь слишком большого реализма, названия реальных мест и учреждений были заменены несуществующими.

Орсон Уэллс в студии CBS
Орсон Уэллс в студии CBS

Почти часовое шоу было разделено на две части: смоделированные репортажи и новости, за которыми последовала классическая постановка. В постановке использовалось 12 голосов, включая самого Уэллса, а также звуковые эффекты и музыка, которые должны были создавать военную атмосферу.

Что слушали американцы?

Одним из наиболее часто цитируемых аргументов против истории радиоспектакля Уэллса является аудитория слушателей. Пресса сообщала, что до 12 миллионов американцев, тогда прильнув к радиоприемникам, следили за «атакой марсиан». Сколько из них в панике вышли на улицы? В самых осторожных сообщениях упоминаются десятки тысяч. По мнению самых смелых - их могло быть даже миллионы.

Современные социологи и историки, согласны с тем, что все эти цифры сильно преувеличены. Американская компания CE Hooper в ночь премьеры передачи провела статистический опрос группы из 5000 слушателей. Им позвонили и спросили: «Что вы сейчас слушаете?» Как оказалось, только 2% этих людей дали название эфира Уэллса. Между тем, на тот момент, упомянутые 12 миллионов составляли чуть более 1/3 аудитории американского радио.

Сюжет радиоспектакля является экранизацией одноименного романа Герберта Уэллса конца XIX века.
Сюжет радиоспектакля является экранизацией одноименного романа Герберта Уэллса конца XIX века.

Надежно ли такое исследование? Те, кто паниковал, понятно, трубку не брали. Ну, даже в этом случае остается еще кое-что. К несчастью для Уэллса (хотя, возможно, лучше для подмоченных нервов американцев), его радиопостановка совпала с передачей всеми любимого комика Эдгара Бергена. Его комедийное шоу тогда било рекорды популярности.

Между старой и новой средой

В то время отношения между радио и газетами были, мягко говоря, не самыми теплыми. Конфликт начался всерьез в 1933 году. После первоначального энтузиазма журналистов по поводу нового средства массовой информации настало время, скандалов, клеветы и взаимного нагромождения юридических проблем. Почему?

Ответ прост. Во всех радионовостях. Редакции новостей, которые по первоначальному замыслу прессы должны были быть рекламой ежедневных газет, оказались… грозной конкуренцией. В то время даже самые читаемые издания фиксировали значительное падение продаж. Владельцы приемников (половина городского населения Америки и 30% сельских жителей в 1930-е годы) узнавали о последних новостях до выхода ежедневной газеты.

Репетиция радиоадаптации «Войн миров»
Репетиция радиоадаптации «Войн миров»

В течение следующих нескольких лет бушевала юридическая и информационная битва. Главной целью было сокращение эфирного времени, отводимого на информационные блоки. Со временем ситуация накалилась настолько, что потребовалось посредничество. В 1933 году издатели газет и директора радио встретились в отеле «Билтмор», чтобы заключить договор. Теперь станции могли транслировать новости в 9:30 и 21:00 по пять минут. Объем новостного сообщения не мог превышать 30 слов, а информационный блок должен был заканчиваться рекламой ежедневной газеты.

Положения мирного договора оставались чисто формальными — радиостанции, в особенности частные, не собирались их соблюдать. Около 450 каналов вообще не приняли сделку. Более того, после урегулирования в «Билтморе» было создано информационное агентство «Трансрадио пресс-служба», что также оказало негативное влияние на прессу.

Бесшабашность журналистов привела к трагедии?

Американская война между прессой и радио имеет здесь немаловажное значение. Редакторы газет немедленно набросились на Орсона Уэллса и CBS. В течение нескольких дней после премьеры появилось более 12 000 пресс-релизов о панике, вызванной радиоспектаклем. Кричащие газетные заголовки сообщали об обманутых американцах и трагических сценах, происходящих на улицах. Участники пресс-конференций обратились в редакцию радио с вопросами о сотнях раненых и самоубийствах, вызванных массовой паникой.

Орсон Уэллс во время беседы с журналистами после передачи «Война миров»
Орсон Уэллс во время беседы с журналистами после передачи «Война миров»

Такая информация исчезла так же быстро, как и появилась. Газеты не вернулись к теме, которую они разместили на первых полосах несколькими днями ранее. Это довольно удивительно — для события такого масштаба жизненный цикл информации должен быть намного дольше. Не было ни сообщений о судебных процессах, ни сообщений из больниц, ни дорожно-транспортных происшествий.

Радиожурналисты сразу после эфира, так и годы спустя вспоминали, что на улицах Нью-Йорка не было никаких признаков паники.

Что известно наверняка?

Во-первых, нельзя сказать, что «Война миров» Орсона Уэллса не вызвала никакой реакции. Наоборот, в местные редакции и полицейские участки поступило огромное количество телефонных звонков с вопросами о вторжении. Подсчитано, что в тот день офицеры и журналисты получили примерно на 40% больше звонков из-за радиоспектакля. Было, - некоторые американцы покинули город из-за страха.

Издатели газет обвинили станцию ​​в мошенничестве и призвали Федеральную комиссию по связи возбудить уголовное дело против CBS. Но никаких шагов в этом направлении чиновники не предпринимали, считая их необоснованными.

Федеральная комиссия по связи получила около 6000 писем. В редакцию в архив попало около 2000. Около 27% из них исходят от испуганных слушателей или свидетелей панических действий. Они показывают, что радиопостановка действительно ввела часть зрителей в заблуждение, но случаи выхода из квартир были незначительными. Само количество писем также не впечатляет по сравнению с другими спорными медийными проектами того времени.

Согласно исследованию, менее трети перепуганных слушателей поняли, что в передаче речь шла о нападении марсиан. Большинство думало, что речь идет о стихийном бедствии или... о немецком вторжении. Что перед лицом нависшего над миром призрака войны было особенно актуально.

Война миров Орсона Уэллса вызвала панику? Так: да и нет?

Трансляция ввела публику в заблуждение, но описания реакции были сильно преувеличены.