Майские праздники – это пора не столько демонстраций или лозунгов, сколько шумных пикников и праздничного настроения у подавляющего большинства населения. Чем не повод ответить на вопрос «Кто же придумал караоке?».
Сейчас наша российская ментальность спокойно воспринимает такой вид развлечения как караоке, но еще каких-то лет двадцать-двадцать пять назад непрофессиональное пение под фонограмму со специальными музыкальными субтитрами – было чем-то новеньким и только начинало развиваться в качестве развлекательного бизнеса. Кстати, так было не только у нас, но и в США, где караоке стало популяризироваться лишь в конце восьмидесятых.
Откуда слово «караоке»?
Слово «караоке» действительно весьма необычное, сложное и является слиянием двух слов: японского 空 [カラ] кара — пустота и английского orchestra — оркестр; на японском:オーケストラ — ōkesutora звучит как «кара окесутура», дословно «пустой оркестр». А всё из-за событий 1952 года, когда в Осаке выступал оркестр, который играл вместе со знаменитой театрально-хореографической труппой Takarazuka Kageki. Однажды по своим причинам этот оркестр отказался выступать и объявил забастовку. Компания-учредитель не хотела идти на уступки, но и найти замену не смогла. Тогда их импресарио позвонил в компанию Matsuda Electronics с просьбой предоставить звуковоспроизводящую технику. Представитель компании, устанавливая технику в театре, заглянул в оркестровую яму и сказал: «Звучит музыка, но оркестровая яма пуста!».
Неужели у такого изобретения лишь японские корни?
Надо признать, что ещё лет восемьдесят назад население СССР за счет выпуска граммофонных пластинок вполне было знакомо с фонограммами известных песен и вальсов, популярных в дореволюционной России. Собственно, многие под эти грамзаписи напевали и тексты. Издание «пластинок для пения» предпринималось и в других странах и было популярно среди населения, так как на таких пластинках были либо пропуски вокальной партии, либо она отсутствовала вовсе, позволяя самостоятельно спеть текст. Кроме того, с 1961 по 1967 годы американская телекомпания NBC выпускала сериал «Пой вместе с Митчем» с участием ведущего Митча Миллера с оркестром. Внизу экрана были наложены тексты песен, чтобы домашняя аудитория могла принимать непосредственное участие в программе.
Неужто и в самой Японии до изобретения караоке не знали, что такое петь самим под музыку?
Совершенно точно нет. Прообразом современного караоке стали «поющие кафе», появившиеся в Японии в 50-е годы 20 века. На японском название таких кафе звучало «утаго кисса» и в них посетителям предлагали петь любимые песни самостоятельно. В качестве аккомпанемента, в зависимости от заведения, использовался либо живой оркестр, либо музыкальный автомат (бывало что и американский), синтезатор, магнитофон или другой проигрыватель.
«Поющие кафе» еще нельзя назвать настоящим караоке, так как в них не было наложения текста на музыку. Посетители, не знавшие слов, пользовались особыми «меню», представляющими собрание текстов песен. Однако именно в те времена зародилась привычка японцев заканчивать какие-либо удачные сделки и проекты за пением.
Кто же тогда загорелся идеей караоке?
Этим человеком был японец, барабанщик Дайсуке Инуе из японского города Кобе на острове Хонсю.
Вот отрывок из его рассказа для журнала «The appendix» http://theappendix.нет/ об идее создать караоке:
«…Однажды в клуб, где я работал, пришел президент небольшой компании и попросил меня об одолжении. Он ехал на переговоры с клиентом. Встреча наверняка закончилась бы в каком-нибудь кабаке, и его наверняка попросили бы спеть: «Дайсуке, единственная музыка, под которую я могу петь, — та, которую ты играешь на своем синтезаторе. Ты знаешь, что надо делать, чтобы мой голос хорошо звучал». Я записал на магнитофон пару песен в тех тональностях, которые лучше всего ему подходили. Через пару дней знакомый вернулся, сияя, и спросил, не могу ли я записать еще песен. И тут меня осенило: ты бросаешь деньги в машину с микрофоном, колонкой и усилителем, и она играет то, что ты хочешь спеть. У школы, которую я окончил, была специализация — электропромышленность. Так что можно было бы предположить, что первый автомат я собрал сам. Но я всегда дико боялся электричества, да и в школе так ничему толком и не научился. Знакомый держал магазин электроники, и он собрал по моим описаниям одиннадцать автоматов Juke 8.
Теперь нужны были песни. Первые записи сделала моя группа — правда, мне они вскоре играть запретили. Всего за год мы записали и свели 300 песен. Где-то на четвертый год к нам потекли деньги. Я нанял настоящий ансамбль, музыкантов из двадцати, и арендовал профессиональную студию. В Токио и Осаке люди слушали живую музыку или музыкальные автоматы, привезенные из Америки. А в Кобе люди, напившись, пели сами — под живой ансамбль, гитару или какие-нибудь клавиши.
Я поставил десять автоматов в клубы к знакомым, но когда через неделю объехал их, везде было одно и то же: посетители спрашивали, что за штуковины стоят в углу, но никто до них не дотрагивался. Денег не было ни в одной из машин. Тогда я попросил одну свою знакомую поработать приманкой: пройтись по нескольким клубам и спеть под Juke 8 по паре песен. Я подумал, что симпатичная, сексуально одетая девушка привлечет внимание. И это сработало. Машины мгновенно превратились в золотую жилу. Год спустя мы рассылали машины по всей Японии. Когда я сделал первые автоматы Juke 8, зять посоветовал мне оформить патент. Но тогда я не думал, что из этого что-то получится. Думаю, караоке бы так не поднялось, если бы первая машина была запатентована. Не говоря уж о том, что я не придумал все это с нуля. Мне принадлежала только бизнес-модель. Усилитель, микрофон, даже приемник монет — все это уже было запатентовано.
После того как появились лазерные диски и моя компания перестала производить устройства для караоке, я занялся торговлей. У меня была неплохо развита сеть распространения, так что вскоре мы продавали автоматов на $100 млн в год. Через некоторое время музыка стала распространяться по почте или по телефонным линиям. Песни отправлялись прямо в компании или в питейные заведения. Больше не нужно было никуда ходить, поддерживать связи. Я мог расслабиться, ничего не делать и получать по полмиллиона ежегодно. У меня было все, кроме дел. И тогда у меня началась страшная депрессия. Я передал компанию брату, а сам ушел».
Конечно, история Дайсуке Инуе на этом печальном моменте не закончилась, он сумел вернуться к нормальной жизни и размышлениям над изобретениями. Помощь ему оказала, по его словам, собака Донбей. И как ни странно, поставлять караоке-аппараты Дайсуке начал именно в начале тяжелых для Японии семидесятых, когда одна за другой банкротились компании, люди повсеместно теряли работу и, как следствие, участились случаи суицида. Несмотря на такой кризисный период, Дайсуке по мере того, как караоке захватывало города Японии и затем весь мир, начинал ощущать, что популяризировал нечто, приносящее людям удовольствие от жизни и позволяющее легче забывать те неприятности, которые их постигли.
Сейчас многие певцы и композиторы даже одного хита – живут именно на роялти от исполнения их песен, и особенно японские музыканты стремятся попасть в базы караоке. Потому как в стране восходящего солнца караоке стал неким символом избавления от стресса и, в целом, неотъемлемой частью образа жизни.