Найти тему
Авиация на пальцах

Чудо с небес! ещё 5 самых необычных летательных аппаратов в истории авиации

Оглавление

Космический лапоть, рыбка с побережья южной Америки, летающая тарелка. Думаете все это фантастика? Нет, такое действительно существует и даже иногда летает, не верите? Сейчас расскажу и покажу. Встречайте новую подборку самых необычных летательных аппаратов в истории авиации.

Предыдущая подборка 5 самых необычных летательных аппаратов в истории авиации

Super Guppy

Aero Spacelines Super Guppy
Aero Spacelines Super Guppy

Тому, кто придумал название для этого гиганта явно не занимать самоиронии ведь “гуппи” это крошечная цветная рыбка, обитающая в Южной Америке, а “Супер гуппи” это гигантский серый транспортник для перевозки негабаритных грузов.

В 1960х перед НАСА стала нетривиальная задача. Активно кипела разработка сверхтяжёлой ракеты Сатурн 5. Множество подрядчиков везли со всей страны на мыс Канаверал запчасти разной массы и габаритов. Секции ракетоносителей обладали большими размерами и было невозможно транспортировать их как по железной дороге, так и автомобильным транспортом.

Первый самолет Super Guppy, или «SG», был построен с использованием корпуса военно-транспортного самолёта Boeing C-97.

Фюзеляж был удлинен до 43 метров, а его диаметр увеличен до 7,6 м (максимальный внутренний диаметр), длина внутреннего грузового отсека составила 28,8 м.

Изменением подверглось хвостовое оперение и конструкция крыла. Поставили новый двигатель Pratt & Whitney T-34-P-7.

Кроме того, что “Супер гуппи” участвовал в программе “Сатурн 5” в 1970х два борта перевозили грузы в интересах Airbus Industrie для доставки крупногабаритных частей на завод окончательной сборки в Тулузе.

После в Airbus решили построить свои “Супер гуппи”. Программа получила название Airbus Beluga, а оставшиеся старые воздушные суда были выведены их эксплуатации.

Один из пяти построенных самолётов до сих пор летает в НАСА и участвует в интересах программы МКС.

Лапоть

Миг 105 (Лапоть)
Миг 105 (Лапоть)

Если в прошлой статье у нас был корабль-самолёт. То здесь у нас будет космический корабль-самолёт!

Проект «Спираль» (получил неофициальное название “Лапоть” в связи со схожестью внешнего вида между летательным аппаратом и одноименной обовью), начатый в 1960-х годах СССР, был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».

Руководителем программы назначили одного из величайших конструкторов Советского Союза да и, пожалуй, мира. Им стал будущий главный конструктор МТКК “Буран” Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

В ходе работы над программой для демонстрации реализуемости планов и отработки полётов орбитального летательного аппарата были созданы прототипы самолёта-аналога МиГ-105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт), а также БОР-4 и БОР-5.

Программа испытаний шла с переменным успехом сжигая в топке прогресса неимоверное количество ресурсов. В ходе экспериментов было потерянно 5 макетов на различных стадиях испытаний.

Космические самолёты прототипы БОР-4 запускались уже в рамках программы МТТК (многоразовый транспортный космический корабль) “Буран”. На них тестировался тепловой щит будущего советского “шаттла”.

Сама программа “Спираль” была завершена в 1973 году росчерком пера министра обороны А. А. Гречко. По одной из версий Андрей Антонович выдал следящую резолюцию “Фантазиями мы заниматься не будем”.

Сейчас на МиГ-105.11 можно полюбоваться в Музее ВВС в подмосковном Монино.

VZ-9V Avrocar

Летающая тарелка “VZ-9V Avrocar”
Летающая тарелка “VZ-9V Avrocar”

В прошлый раз я рассказывал про “летающий оладушек” теперь у нас самая настоящая летающая тарелка!

Ещё один проект вертикального взлёта и посадки. Руку к созданию этого творения приложила в 1950х Канадская фирма “Avro Aircraft Ltd” по засекреченному заказу ВВС США, с целью изучения аэродинамики и возможностей дискообразных аппаратов.

Разработкой и созданием аппарата занимался английский конструктор Джон Фрост. Старт программы был дан в 1952 году.

Первый полёт, хотя это уместней будет назвать первый отрыв от земли “Летающая тарелка” произвела 12 ноября 1959 года.

В 1961 году проект был закрыт в связи с тем, что так и не удалось поднять это “чудо инженерной мысли” выше 1,5 метров над землей.

(Хотя это все официальная версия и может как раз те самые свидетели НЛО видели подобный аппарат, но это все конспирология и демагогия.)

Всего было построено два образца.

Blohm & Voss BV 141

Самолёт разведчик Blohm & Voss BV 141
Самолёт разведчик Blohm & Voss BV 141

Немецкая "вундервафля", самолёт разведчик и просто необычная штука BV 141.

В 1937 году Имперское министерство авиации Германии объявило конкурс на создание самолёта-разведчика. Одним из основных критериев стал хороший обзор из кабины. Blohm & Voss пролетели мимо конкурса и решили за собственный счёт нарисовать прототип.

Министры восторга не выказали, но при активной поддержке одного из самых авторитетных летчиков ассов Эрнста Удета проекту дали денег на три опытных образца.

Как нестранно летчики-испытатели выказали аэродинамическим характеристикам BV 141 почтение, самолёт неплохо управлялся и обладал достаточной манёвренностью. Но была одна проблема, которая преследовало разведчик с самого начала программы — это бесконечные отказы гидравлики шасси. Таким образом один из лётных образцов даже пришлось сажать на брюхо.

Кроме этой беды в процессе испытаний стало ясно что мощности первоначального двигателя Bramo 323 недостаточно и было принято решение установить более мощный BMW 801. Это, собственно, и убило проект так как этот же двигатель устанавливался на более востребованный на тот момент Фокке-Вульф Fw 190. Конкурировать за двигатель самолёт-разведчик с истребителем конечно же не смог. Программа была закрыта.

ВВА-14

ВВА-14
ВВА-14

Изучая фотографии этого с позволения сказать летательного аппарата я так и не понял. Что это, а главное зачем?

В описание указанно что это всё и сразу: вертикально взлетающая амфибия, экранолёт, гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец. Зовут инженера, выдавшего столь неординарную техническую новинку, Роберт Бартини, советский авиаконструктор итальянского происхождения.

В течение долгих лет Р. Л. Бартини разрабатывал «Теорию межконтинентального транспорта земли», включающую в себя оценку транспортной производительности судов, самолётов и вертолётов. В результате своих исследований учёный определил, что оптимальным транспортным средством является амфибия, которая способна взлетать как вертолёт, везти груз как корабль и обладает скоростью реактивного самолёта.

С целью создать такую машину Бартини приступил к разработке экраноплана с подводными крыльями; результатом работы стал проект экраноплана СВВП-2500.

Для отработки возможности вертикального взлёта и было создано наше чудо ВВА-14. Что только не делали с этой машиной, но по итогу из-за проблем с разработкой двигателя для вертикального взлёта и посадки была создана модификация, превращающая самолёт в экраноплан.

Испытания проходили в Таганрогском заливе.

Инженеры столкнулись с рядом серьёзных проблем в разработке системы управления и авионики. К сожалению, Роберт Людвигович Бартини не смог довести свой проект до конца так как в 1974 году скончался. После его смерти программу вели ещё два года и в дальнейшем она была закрыта.

Сейчас на прототип корпуса ВВА-14 можно посмотреть там же где находиться “Лапоть”, а то есть в Музее ВВС в Монино.

McDonnell XF-85 Goblin

McDonnell XF-85 Goblin
McDonnell XF-85 Goblin

Истребитель паразит! И это не я его так назвал, а само командование ВВС США.

Для сопровождения тяжелых бомбардировщиков ВВС США требовался новый истребитель. Стандартные варианты и решения, имеющиеся на тот момент времени, не подходили по разным причинам и в декабре 1942 года самые главные начальники в авиации Америки объявили конкурс под названием «Проект МХ-472» — эскортирование тяжёлого сверхдальнего бомбардировщика. В течение двух лет специальная комиссия рассмотрела ряд проектов, выбор пал на проект «истребителя-паразита», который большую часть полёта находился бы внутри корпуса бомбардировщика, а в случае необходимости — выпускался наружу. Решение не было абсолютно новым — дирижабли подобной схемы существовали ещё за двадцать лет до объявления конкурса.

Самолёт сопровождения должен был быть разработан под стратегический бомбардировщик Convair B-36

Единственной фирмой, представившей на рассмотрение комиссии достаточно серьёзно проработанный проект самолёта такого типа, была совсем молодая компания «McDonnell». Несмотря на ряд возникших проблем, инженеры фирмы под руководством Германа Баркли смогли в кратчайшие сроки подготовить варианты, отвечавшие запросам генералов.

В марте 1947 года от ВВС США поступил заказ на разработку двух опытных образцов.

23 августа 1948 года состоялся первый самостоятельный полёт. Самолёт был запущен с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В. В результате лётных испытаний было установлено, что турбулентность вокруг бомбардировщика создаёт серьёзные проблемы с управлением. Самой главной проблемой стало то, что такой миниатюрный самолёт не мог обладать скоростью и маневренностью истребителей, с которыми ему пришлось бы сражаться, это стало причиной прекращения дальнейшей разработки.

На этом заканчивается мой рассказ, но не заканчивается изворотливая и неординарная мысль авиаконструкторов, которая подарила миру ещё не одну интересную и необычную модель воздушного судна. Ждите следующую подборку.

Подписывайтесь, делитесь своими мыслями в комментариях, задавайте вопросы. До новых встреч в следующих статьях.

Предлагаю ознакомиться с материалом о мифе как самолёты травят города.

А тут узнать про то что ломает крылья самолётам в полёте.