Найти тему
Заметки на полях

Куда не взберусь?

Дворец Во-ле-Виконт
Дворец Во-ле-Виконт
У каждого здания, как и у человека, есть своя история. Ведь мы очень много времени проводим дома, на работе, на отдыхе. И чаще всего нам предоставляет кров какое-нибудь здание. А человек всегда оставляет след своего присутствия в здании, как делясь с ним своей энергетикой, так и оставляя вполне материальные её следы: тонкий шлейф духов, мощный аромат выкуренной сигары, обронённый платок из нагрудного кармана или забытую записную книжку, да мало ли у нас, смертных, характеров и пристрастий? Все эти потухшие сигары, кем-то утерянные платки и блокноты имеют свои неповторимые, словно джазовые импровизации, истории. Но, на мой взгляд, самые интересные истории у зданий. Особенно тех, характер и порода, у которых ярко выражены. Как, например, усадьба Во-ле-Виконт, расположенная в Парижском предместье.

Поместье было приобретено молодым французским аристократом и государственным деятелем Николя Фуке в 1641 году. Оно приглянулось начинающему царедворцу из-за удобно расположения рядом с дорогой, соединяющей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. Через 15 лет, уже будучи суперинтендантом финансов Франции, Фуке задумал построить здесь дворец, которому суждено было стать вехой в истории Европейской архитектуры и прообразом знаменитого Версаля. Фуке нанял для возведения дворца архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена, которым сам уже немало лет покровительствовал. Дворец должен был отражать черты характера самого Фуке, одного из самых богатых и влиятельных людей Франции того времени. Суперинтендант финансов слыл человеком щедрым, любившим пышные балы, красивых женщин, поэзию, обладавшим прекрасным вкусом и нечистым на руку. Образ жизни, который вёл Фуке, требовал серьёзных трат, поэтому суперинтендант финансов занимался различными махинациями с королевской казной, пользуясь покровительством кардинала Мазарини, которые под конец карьеры Фуке приняли размах откровенного грабежа. И немалая часть средств от этих махинаций шла на возведение дворца в Во-ле-Виконт. Так судьбе было угодно, чтобы в 1661 году, когда дворец был построен, скончался покровитель Фуке, кардинал Мазарини, отношения с которым к тому моменту подрасстроились и в своём политическом завещании, адресованном Людовику XIV, Мазарини рекомендовал заменить Фуке на своего помощника Жана-Батиста Кольбера, а последний уже давно и тщательно вместе с Людовиком проверял финансовые ведомости Фуке. И будущий Король-Солнце прибывал в тихой ярости.

Николя Фуке
Николя Фуке

17 августа Фуке, чувствоваший, что теряет расположение Людовика XIV, устроил приём в честь короля в Во-ле-Виконт на 600 гостей. На празднике собрались самые блестящие вельможи Европы и лучшие умы своего времени — Лафонтен, Ларошфуко, мадам де Савиньи. Мольер написал по этому случаю пьесу, в которой сам должен был играть на вечернем представлении. Праздник начался великолепным обедом из семи перемен, особое место заняли блюда восточной кухни, ранее не известные воФранции, а также необыкновенные кушанья, приготовленные специально для этого вечера. Обед сопровождался музыкой, написанной по заказу Фуке в честь короля. После обеда гостям предложили прогулку по саду. Цветники и фонтаны усадьбы произвели великолепное впечатление на гостей. Фуке лично сопровождал юного короля по геометрически выровненным аллеям, обрамлённым живыми изгородями и цветочными клумбами. На берегу канала они любовались красочным фейерверком, а после этого была представлена пьеса Мольера. Праздник продолжался всю ночь и присутствующие единодушно называли его самым небывалым и удивительным. Фуке был арестован через две недели после праздника, а Во-ле-Виконт был конфискован.

Луи Лево, Андре Ленотр и Шарль Лебрен
Луи Лево, Андре Ленотр и Шарль Лебрен

Судебный процесс Фуке длился три года. Судей назначил сам король. Главными из которых были враги Фуке - Сегье и Талон. Вскрывшиеся сети интиг Фуке, и его обширные связи помогли ему получить довольно мягкий приговор — пожизненное изгнание. Однако, король не был удовлетворён этим приговором и заменил его на пожизненное заключение, где Фуке и провёл последние 15 лет своей жизни. Содержался он очень строго в полной изоляции от людей. Приговор был смягчён в 1672 году, когда Фуке разрешили прогулки, а его жене и сыну вернули Во-ле-Виконт. Ещё через семь лет Фуке было разрешено свидание с семьёй. А через год, когда король готов был его помиловать, Фуке не стало. По горькой иронии гербовый девиз рода Фуке «Куда не взберусь?», а умер его носитель 23 марта 1680 г. в замке Пиньероль, высоко в Пиренеях. Так закончил жизнь человек, чей дом стал первым образцом архиектурного стиля Людовика XIV, стоящего на стыке классицизма, барокко и академизма.

Панорама Во-ле-Виконт
Панорама Во-ле-Виконт

Судьба самого поместья оказалась не менее драматичной. После смерти Луи Фуке, Мария Магдалина де Кастиль, жена Николя Фуке, продала Во-ле-Виконт маршалу Клоду Луи Эктору де Виллару в 1705 году. Затем уже сын маршала Де Виллара продал усадьбу 1-му герцогу Сезару Габриэлю де Шуазёль-Пралену, графу де Шевиньи в 1764 году. Герцоги де Шуазёль-Пралены более 100 лет владели усадьбой, сумев уберечь дворец от разрушения во времена Французской революции, благодаря их связям в комитете по искусству. Тёмная история связана с 5-м герцогом де Шуазёль-Праленом, Шарлем Лором Гуго Теобальдом. Шарль Теобальд был женат на Франсуазе Себастиани де ла Порта, дочери маршала де ла Порта. Франсуаза принесла герцогу огромное состояние и девятерых детей. Несмотря на это их семейная жизнь не была благополучной. Герцог не отличался супружеской верностью, а Франсуаза кротким нравом. 17 августа 1847 года герцогиня де Шуазёль-Прален была найдена мёртвой в своей спальне. Герцог сразу же стал обвиняться в смерти супруги, хотя прямых доказательств его вины не было. И вскоре Шарль Теобальд был отправлен в в тюрьму Люксембургского дворца, где через неделю после смерти жены покончил жизнь самоубийством. Все их дети были несовершеннолетними и не смогли вступить в наследство. Таким образом усадьба простояла около 30 лет без ухода, придя в полное запустение. Пока в 1875 году сахаропромышленник Альфред Соммье не выкупил её с аукциона. Усадьбу очень долго восстанавливали и процесс реставрации был закончен детьми Альфреда уже после его смерти. Во-ле-Виконт и сейчас принадлежит потомкам Альфреда Соммье, носящим сегодня титул графов де Вог. Во-ле-Виконт является на 100% частной собственностью, но в тоже время является памятником истории и архитектуры и находится под защитой государства.

Людовик XIV
Людовик XIV

Во-ле-Виконт не используется для проживания, а функционирует, как историческая достопримечательность, открытая для посещения круглый год. Оформление усадьбы создаёт полное ощущение того, что хозяин - высокий сановник ненадолго отлучился и вот-вот должен вернуться. А пока его нет, у гостя есть возможность ненадолго перенестись в Золотой Век Королевства Франции. Здесь человек далёкий от искусства легко замечает характерную для стиля Людовика XIV гармонию архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. В одном из залов до сих пор сохранился помост, послуживший сценой Мольеру с его театром 17 августа 1661 года. Эта усадьба — мост в эпоху старого мира. Того мира, в котором правили Короли и Императоры, мира традиций, пышных балов и дуэлей чести. Там сановник был сановником, шут шутом, мужчина мужчиной, а женщина женщиной. Людовик XIV когда-то сказал своё знаменитое «Государство — это Я!» и ни у кого не было в этом ни малейших сомнений, потому что у Короля-Солнца слова с делом не расходились, ведь он не писал об этом в твиттере. И эти вельможи оставили нам такие шедевры, как Во-ле-Виконт, они оставили нам эту музыку в камне, чтобы мы помнили как они жили и старались быть не хуже. Чтобы и мы могли создавать свои шедевры, которые станут маяками для потомков. Летом здесь проводятся вечера при свечах. В это время поместье освещают 2000 свечей. Как и несколько веков назад. Только в вечернем мерцании по парковым аллеям больше не ходят вальяжным шагом фигуры в высоких париках, пышных платьях и парчовых камзолах, но вся эта атмосфера создаёт ощущение их незримого присутствия. И я думаю, что дело тут не в свечах, а самом духе этого места, у которого со временем появится ещё много интересных историй.

02/05/2022