У современного киберспорта есть всё необходимое, чтобы захватывать внимание зрителей: турниры, киберарены и даже студии вещания с комментаторами. Гомельчанин Артём Гурьянов — один из них. Мы записали его историю и, как всегда, спросили про идеи для города.
Путь в киберспорт и к микрофону
Первое знакомство с компьютерными играми было в раннем детстве. Артём потерялся в компьютерном клубе, и родители не могли его найти.
— Честно говоря, я уже не помню всех обстоятельств. Помню, как зашёл и впечатлился атмосферой. Дальше всё как в тумане. Но вроде бы меня никто после этого не ругал.
В киберспорт Артём попал в 2010 году, когда удалось уговорить маму на покупку компьютера. Это и стало отправной точкой.
Соприкосновение с играми начиналось с CS, Warcraft III DOTA, World of Warcraft. Начинали играть по сети, которая тогда в городе была локальной. Можно было играть между подъездами, чуть позже — двор на двор, а потом район на район. С приходом высокоскоростного интернета — город на город и страна на страну. В целом, так обстоятельства развивались во всем мире. Когда вся планета стала играть онлайн, где-то киберспорт признали официально, где-то — нет.
— Естественно, среди знакомых о том, чтобы заниматься профессионально в Беларуси, да ещё и десять лет назад, никто не думал. Все просто играли в своё удовольствие. Но однажды я наткнулся на то, как парень стримил и комментировал турнир. Так как успехами на поле боя особо не отличался, то подумал, а почему не попробовать обсуждать игры других.
Так Артём начал комментировать.
— Стримил, записывал и пересматривал свои записи, следил за другими комментаторами, перенимал фишки. Рассылал демки разным организаторам турниров, постепенно вливался в аматорскую сцену СНГ. Позднее стали приглашать комментировать локальные турниры, иногда международные в онлайне.
Главное в работе
Чтобы было более понятно, чем занимаются киберспортивные комментаторы и чем такая работа отличается, например, от футбола, задаём Артёму ряд дилетантских вопросов.
— В футболе за кадром комментаторы часто эмоционально говорят, чтобы подчеркнуть напряжённый момент. Бывает ли так в киберспорте?
— Бывает. В популярных дисциплинах очень много эмоциональных моментов, так как динамичность игры куда выше. Здесь всё может измениться за секунды. Но не стоит забывать о важности объяснить зрителю, зачем конкретно игроки сделали то или иное действие, почему это круто или наоборот. В общем, как и в комментировании традиционного спорта, всё зависит от ситуации и дисциплины. Однако напряжённых моментов в киберспортивной битве явно больше.
— Наверное, приходится ещё много запоминать и пересказывать, так как за очень короткий промежуток времени происходят десятки действий. Не бывает пауз, как в другом виде спорта оффлайн. Пауз, когда кто-то бежит по прямой или выполняет, скажем так, рядовые действия для этого спорта.
— И запоминать, и предугадывать, что может произойти, дабы зрителям было ясно, чего ждать, оценивать таким образом уровень команды. Поэтому комментаторы сами должны разбираться в игре и понимать сложность предстоящих действий.
— Плюс длительность матчей сильно отличается и их количество. Да?
— В онлайн-играх время матча зависит от участников противостояния. Проводя сравнение между Dota 2 (цель игры: сломать главное здание соперника) и традиционным футболом. Одна из двух соперничающих команда может сломать «Трон» (то самое главное здание) за 20 минут, а может и за 60 и более не справиться. В целом игры более 40 минут весьма редкое явление, но такие случаются. Другое дело, что нет замен, таймов и так далее. Одна игра, по сути, это и есть один тайм, и как долго он будет длиться, зависит от команд. В футболе же более жёсткий регламент. Два тайма по 45 минут. Поэтому комментатор должен обладать высоким уровнем стрессоустойчивости, так как непонятно, сколько по времени придётся говорить.
Сегодня у Артёма в портфолио больше 500 записей. И новую он может добавить абсолютно в любой момент.
Идеи для города
Артём подчёркивает важность появления центра Platoon и мечтает, что однажды количество игроков и внимания к ним достигнет таких масштабов, чтобы провести соревнования в Ледовом дворце.
— Это зрелищно, это хорошее времяпровождение для всей семьи, это спорт, которым может пробовать заниматься каждый.
Соответственно, вторая идея — открывать секции в школах, а третья — проводить регулярные турниры на предприятиях.
— Дело в том что каждый человек, если будет профессионально, то есть системно заниматься и подходить с умом к играм, сможет добиться каких-то успехов. Уверен, в нашем городе и области очень много талантливых игроков или игроков с потенциалом, которые пока не знают об этом. А чем больше людей будут участвовать, тем больше люди смогут тренироваться между собой.
Больше внимания СМИ. В частности, телевидения. Больше желания брендов участвовать.