Эта тема затрагивалась уже много раз в различных СМИ, однако, с наступлением лета, поры отпусков и путешествий на личном транспорте, полагаю не лишним напомнить Вам, как обезопасить себя на дорогах от незаконных действий сотрудников ГИБДД.
Если вы знаете, что нарушили ПДД
После остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан «без промедления» подойти к водителю, представиться (назвать свою должность, звание и фамилию), после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
Инспектор может потребовать (а водитель ОБЯЗАН предъявить) ТОЛЬКО:
— водительское удостоверение,
— документы на автомобиль или прицеп,
— полис ОСАГО.
(Доверенность, техосмотр и прочее в этот список не входят! Эти документы могут проверять ТОЛЬКО в стационарном пункте ГИБДД!)
Если вы нарушили ПДД, то, как правило, сотрудник ГИБДД предлагает водителю пройти в его автомобиль. Однако вы должны помнить, что выполнять данную просьбу вы НЕ ОБЯЗАНЫ.
Кроме того, сотрудник вправе ПРЕДЛОЖИТЬ участнику дорожного движения выйти из машины лишь в случаях:
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Вы ИМЕЕТЕ ПРАВО просто передать сотруднику ГИБДД все необходимые документы и оставаться в автомобиле.
«Гаишник» в агрессивной форме и без объяснения причин требует выйти из транспортного средства?
В этом случае сразу же доставайте телефон или видеорегистратор и начинайте снимать его действия на камеру. Как правило, подобные действия быстро остужают пыл инспектора.
И помните — «сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством».
Если вы согласны с нарушением ПДД, то инспектор выписывает постановление, «учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность».
Если вы точно знаете, что ничего не нарушили
Если вас остановил сотрудник ГИБДД и вы понимаете, что происходит что-то странное, то необходимо действовать по нижеприведенной схеме:
1) Попросите сотрудника ГИБДД представиться и объяснить причину остановки (он это должен сделать сразу же);
2) Попросите сотрудника ГИБДД показать служебное удостоверение в раскрытом виде. «Предъявить удостоверение» не подразумевает просто показать «корочку» — вы в любой момент можете переписать все данные служебного удостоверения. В дальнейшем именно эта информация вам потребуется при составлении жалобы. Кроме того, сотрудники ГИБДД обычно не любят «разводить» водителей, которые демонстрируют знание законов.
3) Попросите сотрудника ГИБДД пояснить, где и когда вы нарушили правила, со ссылками на конкретные статьи ПДД. Также сотрудник ГИБДД обязан четко и понятно рассказать, как можно в будущем обжаловать его действия. Кроме того, он должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
4) ВЫХОДИТЬ ИЗ АВТОМОБИЛЯ ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ!!!
Инспектор имеет право лишь предложить вам покинуть транспортное средство. Однако у вас есть полное право отказать ему.
У вас есть право снимать все общение с сотрудником ГИБДД на видеокамеру или записывать ваш разговор на диктофон.
Ещё раз напомню, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством.
О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Факт видеозаписи лучше всего отразить в протоколе: «имею видеозапись, сделанную на видеорегистратор такой-то».
Если сотрудник ГИБДД ведёт себя неадекватно, то необходимо сразу же звонить по телефону 112.
Опыт показывает, что сотрудники ГИБДД очень не любят, когда водители звонят в эту службу и жалуются. Все звонки на номер 112 автоматически записываются, что в случае судебного рассмотрения дела позволит прокуратуре подать запрос и получить распечатку разговора. При необходимости служба 112 соединит вас со службой внутренней безопасности.
Если же инспектор ГИБДД настаивает, что вы все-таки нарушили правила дорожного движения, то в обязательном порядке требуйте составления протокола. Внимательно его прочитайте, особое внимание обратите на незаполненные графы.
Например, если в пункте «свидетели» ничего не указано, то необходимо поставить там большую букву Z. Если же в протоколе указаны отсутствующие свидетели, то нужно звонить по телефону 02 и сообщать о нарушении инспектора.
Далее обязательно надо написать в протоколе «С решением инспектора не согласен, ПДД не нарушал».
Кроме того, вы должны описать всю ситуацию, отметить, что у вас есть запись места события на телефоне или видеорегистраторе.
Если не хватает места в протоколе, то делаем запись «объяснения на # страницах приложены к протоколу». Сами объяснения с «шапкой» (приложение к протоколу №ххх от гражданина ССС, проживающего по адресу...) и пронумерованными страницами прикрепляем к протоколу. На свободных местах ставим букву «Z».
Если не составлялась схема нарушения ПДД, то так и пишем: «Схема не составлялась». Вы были в машине не одни? В этом случае в протокол водитель должен записать данные всех пассажиров. Они потом могут выступить в качестве свидетелей.
Затем необходимо поставить подпись и оторвать свою копию протокола. Тем самым вы лишите инспектора возможности дописать что-то потом.
Желаю вам добрых, честных и порядочных сотрудников ГИБДД на дорогах.
Старайтесь не нарушать ПДД. Берегите себя и окружающих.