Найти в Дзене

Как пропагандируют алкоголь в детском мультике «Полет на Луну» 1953-го года?

Оглавление
«Полет на Луну» (1953): попытка ребенка «выпить за удачный перелет» в невесомости
«Полет на Луну» (1953): попытка ребенка «выпить за удачный перелет» в невесомости

В прошлой статье я показал до чего дошли пропагандисты ядов в кино. У них советские космонавты пили и курили прямо в космосе при нехватке воздуха:

Зачем космонавты в кино курят на орбите?
В.Г. Шека: «За трезвость СМИ»12 мая 2022

После этого в моем ВК-чате друзья прислали интересное наблюдение. Оказывается в детском мультфильме 1953-го года тоже пили в космосе. Причем дети. Как это было?

«Полет на Луну»: на столе закуска, а в графине ... вино?
«Полет на Луну»: на столе закуска, а в графине ... вино?

«Полет на Луну» (1953)

Посмотрим фрагмент, где персонажи на ракете летят на Луну со спасательной миссией. Совместно с ребенком они решили выпить за удачный перелет:

Теперь разберем, какие приемы пропаганды использовали в детском мультфильме аж 1953-го года. Я изучал на пропаганду около двух сотен фильмов. Видны шаблоны и типичные элементы. Это позволяет выделить стандартные приемы.

Призыв «Давайте выпьем»

В мультфильме персонаж за столом произносит призыв «давайте выпьем за...», как при обычном застолье. В фильмах подобными призывами часто пользуются, как элементом пропаганды. На самом деле это говорится не для персонажей, а для зрителя. Ему просто напоминают о возможности выпить.

Подборка призывов «давайте выпьем» в кинопропаганде

Обратите внимание, что в подборке с призывами целых 4 фильма принадлежат легкой руке Эльдара Рязанова. Это мэтр пропаганды на уровне Гайдая с его алко-табачными комедиями.

Можно ознакомиться с полной версией подборки призывов выпить из десятков фильмов. Видна конкретная технология продвижения яда:

Призыв используется в разных формулировках. Нередко это говорят радостно или восторженно, чтобы внушить соответствующее отношение к алкогольному самоотравлению. Как я уже писал в предыдущей статье, эмоции от алкоголя определяются не самим веществом, а тем, как человеку запрограммировали психику подобной пропагандой. Вот и персонаж в мультике при попытке налить напевает веселенькую песенку.

Вывеска «вина» и бутылки

Дети пробегают мимо вывески «вина»
Дети пробегают мимо вывески «вина»

Прием «пропаганда на фоне». Еще до начала полета дети пробегают мимо витрин с бутылками и надписью «вина».

Крупные планы

Крупный план с алкогольной посудой
Крупный план с алкогольной посудой

Ненужный ни для чего крупный план с ритуальной посудой для самоотравления - с бокалом для алкоголя. Формально этот кадр нужен якобы, чтобы показать, что в невесомости ничего не налилось.

Крупные планы используются, чтобы сконцентрировать все внимание зрителя только на алкоголе. Это позволяет пропаганде лучше проникнуть в сознание зрителя.

Напомнило кадр из фильма «3+2» (1963):

В фильме «3+2» (1963), как и в 90% кинокартин, не обошлось без алкогольно-табачных сцен
В фильме «3+2» (1963), как и в 90% кинокартин, не обошлось без алкогольно-табачных сцен

Оба кадра мы видим ракурсом, как из глаз собирающегося выпить.

Крупные планы с ядами в пропаганде дело обычное. Например, из 42 фильмов с советским актером Андреем Мироновым крупные планы с алкоголем и табаком были в 19:

Крупные планы с алкоголем и табаком в фильмах

Чокающиеся бокалы

В невесомости бокалы звонко чокнулись, как при попойке
В невесомости бокалы звонко чокнулись, как при попойке

У пропагандистов была задача сделать сцену максимально похожую на самоотравление алкоголем. Использовалось все похожее: графин с жидкостью напоминающей вино, посуда для алкоголя, чокание бокалами, призыв «давайте выпьем».

Таким образом детям закладывают мыслеобразы алкогольной попойки. Цель приучить к мысли о нормальности самоотравления.

Тематика космоса

Ракеты в дворах
Ракеты в дворах

Мультик снят за 8 лет до первого полета человека в космос. Тематика выбрана неслучайно. Была задача заинтересовать общество в освоении космоса. Помните, как в каждом дворе на игровых площадках для детей обязательно размещали «ракеты»? Это тоже неслучайно. А потом мальчики в СССР мечтали стать космонавтами. И это тоже неслучайно.

Можно провести параллели. 90% фильмов навязывают алкоголь и табак. Отрава продается внутри поселений в каждом магазине совместной с пищей. А потом из трезвых при рождении детей вырастают выпивающие и курящие взрослые. И это опять неслучайно. Это причина и следствие.