1,5K подписчиков

Калининградский морской торговый порт (ОАО «КМТП») как субъект КИИ.

499 прочитали

К сожалению, даже в профессиональной периодической прессе очень мало статей про выполнение 187-ФЗ, с конкретными примерами и показателями. И очень радует, когда при систематическом поиске среди множества общих и рекламных статей удается найти грамотную и подробную статью с освещением отраслевого опыта. Тем более такого специфичного, как КИИ в морском порту.

И так, рассмотри статью:

"К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКИХ ПОРТОВ"

(НАТАШОВА, Кристина В. et al. К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКИХ ПОРТОВ. Безопасность информационных технологий, [S.l.], v. 27, n. 2, p. 35-46, 2020. ISSN 2074-7136. Доступно на <https://bit.mephi.ru/index.php/bit/article/view/1269>. Дата доступа: 27 may 2020. doi:http://dx.doi.org/10.26583/bit.2020.2.03)

Согласно Федеральному закону №187-ФЗ информационные системы и сети, автоматизированные системы управления морского порта могут быть отнесены к объектам КИИ. В ходе реализации требований Федерального закона №187-ФЗ обозначился ряд проблемных вопросов, которые будут рассмотрены в данной статье.

При определении принадлежности организации к понятию «Субъект КИИ» следует оценивать не принадлежность ИС, ИТКС и АСУ к перечисленным сферам, а виды деятельности организации.

Основные и вспомогательные виды деятельности организации отражены в учредительных документах организации (Устав) и лицензиях, сертификатах, и иных разрешительных документах на эти виды деятельности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) к сфере транспорта могут относиться виды деятельности под классами 49, 50, 51,52, 53.

Морским портам характерны виды деятельность классов:

49. Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;

50. Деятельность водного транспорта;

52. Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

Практический пример категорирования

В качестве примера субъекта КИИ рассмотрим Калининградский морской торговый порт (ОАО «КМТП»).

Основным видом деятельности ОАО «КМТП» по коду ОКВЭД является

транспортная обработка грузов (код 52.24), что в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона № 187-ФЗ означает, что морской порт функционирует в сфере транспорта. Кроме данного способа определения принадлежности к субъектам КИИ можно обратиться к разрешительным и учредительным документам организации. Так в Уставе Калининградского морского порта в разделе 3 пункте 4 перечислены основные виды деятельности. Также стоит ответить на вопрос, есть ли у организации системы, автоматизирующие эти виды деятельности. Так, транспортно-экспедиторское обслуживание и складские операции автоматизированы системами управления грузовым и контейнерным терминалами . Таким образом, можно принять решение о признании ОАО «КМТП» субъектом КИИ.

Первый шаг. Создается комиссия по категорированию.

Второй шаг. Для формирования перечня процессов Калининградского морского торгового порта выпишем основные виды деятельности:

а) Погрузо-разгрузочные работы (стивидорная деятельность);

б) Шипчандлерское обслуживание (снабжение) судов, прибывающих в порт;

в) Транспортно-экспедиторское обслуживание и складские операции;

г) Перевозки грузов, багажа, почты, на судах порта, а также другими видами транспорта;

д) Агентское обслуживание судов;

е) Перевозочная и транспортно-экспедиционная деятельность;

ж) Осуществление швартования морских судов в морских портах;

з) Учреждение склада временного хранения

Далее для каждого осуществляемого вида деятельности сформируем перечень процессов, реализуемых в рамках этого вида деятельности для получения полного перечня процессов Калининградского морского торгового порта.

Для каждого процесса из перечня определим критичность его нарушения (табл. 1).

Таблица 1. Выделение критических процессов

   К сожалению, даже в профессиональной периодической прессе очень мало статей про выполнение 187-ФЗ, с конкретными примерами и показателями.
   К сожалению, даже в профессиональной периодической прессе очень мало статей про выполнение 187-ФЗ, с конкретными примерами и показателями.-2

Таким образом, критическими процессами порта являются:

­- Оперативный учет с планированием поставок, отгрузок и внутрипортовых операций;

- Планирование и учет погрузочно-разгрузочных работ;

­ - Подготовка и оформление документации на размещение и отгрузку груза;

­ - Погрузка и выгрузка судов;

­ - Тарификация и биллинг услуг.

Третий шаг. Для определения объектов КИИ необходимо провести инвентаризацию информационных, программных и технических ресурсов и отобрать те, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов:

1. Информационные системы:

1.1. Береговые информационные системы;

1.2. Бортовые информационные системы;

1.3. Электрокартографические системы;

1.4. Портовые технологические системы.

2. Информационно-телекоммуникационные сети;

3. Автоматизированные системы управления

Для обеспечения критических процессов необходимую информацию обрабатывает:

автоматизированная система управления грузовым терминалом ОАО «Калининградский морской торговый порт» (АСУ ГТ КМТП).

На основе этих данных формируется перечень объектов КИИ.

Четвертый шаг. Рассмотрим возможные действия нарушителей и угрозы

безопасности информации в отношении АСУ ГТ КМТП (Табл. 2).

   К сожалению, даже в профессиональной периодической прессе очень мало статей про выполнение 187-ФЗ, с конкретными примерами и показателями.-3

На основании показателей критериев значимости осуществим

категорирование объекта КИИ (табл. 3).

Таблица 3. Категорирование объекта КИИ

   К сожалению, даже в профессиональной периодической прессе очень мало статей про выполнение 187-ФЗ, с конкретными примерами и показателями.-4
   К сожалению, даже в профессиональной периодической прессе очень мало статей про выполнение 187-ФЗ, с конкретными примерами и показателями.-5

Для расчета показателей экономической значимости объектов КИИ (8 и 9 показатель) необходимо участие специалистов финансово-экономического отдела, поскольку у комиссии по категорированию могут возникнуть трудности в связи с недостатком сведений и профессиональной специфики вопроса.

#кии #187-фз #зокии #пп127 #категорирование #субъект кии

Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Клуб любителей КИИ". Нас ждет еще много интересного и полезного.

* Более подробно эти вопросы рассмотрены в материалах блога "Рупор бумажной безопасности" и телеграм-канале

** Подборка методических и вспомогательных материалов для субъектов КИИ - https://zen.yandex.ru/media/id/5c7b7864fa818600ae3856a1/klub-liubitelei-kii-bagaj-znanii-5e1e20f5e4fff000adc2aebf

*** Если вы не хотите быть субъектом КИИ - https://dzen.yandex.ru/media/id/5c7b7864fa818600ae3856a1/klub-liubitelei-kii-protivnikam-chlenstva-v-klube-posviascaetsia-5e23304fc05c7100ae88019