729 подписчиков

Монстр (обзор аниме)

849 прочитали

Крайне атмосферный и мрачный детектив. Европа недавнего прошлого, жестокость, подлинные монстры и люди с большой буквы.

Крайне атмосферный и мрачный детектив. Европа недавнего прошлого, жестокость, подлинные монстры и люди с большой буквы. Здравствуй, дорогой читатель!

Здравствуй, дорогой читатель!

Возобновить написание обзоров после долгого перерыва хотелось бы именно с этого весьма длинного аниме, вышедшего на экраны в далеком 2005 году и повествующем о долгом поиске отставным врачом серийного убийцы. Каким же вышло аниме? Верна ли теория о предназначении людском, сколько побочных тем, социальных и политических, можно раскрыть за одно весьма длинное аниме и почему убийство для многих – табу, абсолютно оправданное, преступить которое даже при решимости не всегда возможно? Об этом и не только, в немаленьком обзоре.

Итак, начали!

1. Начало сюжета.
Студия: Madhouse. Годы выхода: 2004-2005. Средняя оценка на MyAnimeList: 8,83 (304 720 голосов); личная оценка: 9,15.

Постер к аниме. Кендзо Тенма, Йохан Либерт. Источник: Яндекс.Картинки.
Постер к аниме. Кендзо Тенма, Йохан Либерт. Источник: Яндекс.Картинки.

Молодому японскому хирургу Кендзо Тенме, работавшему в одной из клиник Дюссельдорфа (ФРГ), прочили прекрасное будущее. В самом деле, врач от бога, директор клиники Удо благоволит, да ещё и на его дочери Еве Тенма собрался жениться. Однако в его жизнь вмешиваются обстоятельства, казалось бы, к нему отношения не имеющие: на семью политэмигрантов из ГДР, чету Либертов, неизвестный совершает покушение. В живых остаются девочка (с временным помутнением рассудка) да мальчик, для спасения которого нужна операция. Обоих доставляют в больницу, где смена у Тенмы. Туда же отправляют и некоего бюргера (а точнее, депутата ландстага), спасти которого в первую очередь поручил директор клиники. Тенма делает нелёгкий личный выбор, спасая ребёнка...

...Прошло восемь лет. Дело об убийстве директора клиники замяли, а Кендзо повысили в должности (забегая вперёд: нет, не Тенма его убил, хотя и был явным выгодополучателем). И вроде жизнь шла размеренно, пока к доктору Тенме не попадает пациент Юнкерс, подозреваемый в деле об убийстве старых бездетных пар, которое не год и не два будоражит Германию. И как оказалось, он был связан с истинным убийцей. Которым оказался Йохан Либерт – тот самый спасённый Тенмой в далёком 1986 году мальчик! Избавляясь от свидетелей, Йохан хладнокровно застреливает Юнкерса, но Тенму не трогает. Однако Кендзо, на которого уже и матёрый детектив Генрих Рунге решает снова допросить по делу восьмилетней давности, собирается сам узнать всю правду Йохане. И начинать надо с зацепок о его сестре Анне (ныне Нине Фортнер).

Итак, Кендзо начинает свой долгий детективный путь...

1.2 Детектив, монстр и предназначение.

Где он... этот монстр... Источник: danbooru.donmai.us.
Где он... этот монстр... Источник: danbooru.donmai.us.

Начать стоит всё же с детективной части. Притом главный герой тут ни разу не детектив, но чтобы докопаться до правды, становится им поневоле. И очень хорошо показано, как тяжело, по крупицам приходится собирать даже не явные улики, что могли бы помочь в поимке, а простую информацию о том, кто вообще такой этот Йохан Либерт. Ибо он близок к идеальному убийце, монстру, не оставляющему в живых почти никого, кто бы знал его имя. Будь то одна из приёмных семей, знавший его сосед по комнате или подобравшийся слишком близко мюнхенский детектив – все они не более чем насекомые, за которыми сей монстр с переменным интересом наблюдает. А посему Тенме волей-неволей приходится не просто искать правду о монстре, но и доказывать само его существование, в которое очень долгое время не верил детектив Рунге, оплот рационального мышления, допустившего старую как мир ошибку, а именно проигнорировавшего то иррациональное, что есть в людях и что вырвалось наружу вместе с сим монстром. Хотя и есть изъян именно у детективной части – здешние сыщики почему-то почти не пользуются фотоаппаратами, отчего многие улики (и целый дом красных роз) сгорают, разрывая ниточки, ведущие к истине, и поиски приходится начинать с новой точки.

И, как и положено в непростом детективе, одна глобальная загадка «Что есть монстр?» влечёт за собой и другие: кем и как он был порождён? Что успел сделать и, главное, что собирается сделать? Всё это оказывается для героя не менее важно, ведь, во-первых, без этого не выйти на след человека, чьё существование порой вызывает сомнения (не покажи зрителю Йохана воочию, было бы значительно больше понимания хода мыслей Рунге), а во-вторых – это оказывается важно и для самого главного героя, чья непоколебимая уверенность в тезисе о равноценности всей жизни и строжайшем внутреннем табу на убийства пошатнулась. Ведь он, пусть и косвенно, стал одним из создателей монстра, а значит не просто должен доказать собственную невиновность (собственно, это и не является его основным движущим мотивом), но и остановить его. Причём ради этого он оказывается морально готов перейти ту черту, что отделяет простого человека от человека, убившего себе подобного. Черту, что в аниме ощущается практически физически, ведь проходя этот долгий, но не ощущающийся затянутым, путь вместе с Кендзо, Ниной, Дитером, Райхвайном, Гриммером и другими, видя жизнь вокруг, настоящие, неподдельные, проблемы людей (спектр их широк – от того, кому и насколько могут быть родными родители не по крови до поиска человечности и приспосабливаемости в иной стране, иной культуре), мы понимаем всю ценность самой человеческой жизни. Понимая заодно недопустимость убийств, творимых Йоханом.

Вот только значит ли это, что ради благополучия и жизни стоит убивать кого-то? (Далее абзац с некоторыми спойлерами.)

Довольно часто встречающаяся ситуация в аниме: пистолет заряжен и готов стать орудием убийства, но убийства не происходит. И подобные моменты несколько выбиваются из общей добротной атмосферы сериала. Источник: Яндекс.Картинки.
Довольно часто встречающаяся ситуация в аниме: пистолет заряжен и готов стать орудием убийства, но убийства не происходит. И подобные моменты несколько выбиваются из общей добротной атмосферы сериала. Источник: Яндекс.Картинки.

И сей вопрос, хотя изначально и кажется крайне простым и требующим ответа однозначного, на деле всё же не столь прост. Ведь всегда, действуя из таких побуждений, предполагается, что всё это крайняя превентивная мера, дабы не допустить разгула монстра в будущем. Однако и простить подобного монстра весьма сложно – в частности, отсюда моё неприятие финала. Бесспорно, возможно у некоторых людей есть такая вещь как предназначение, ибо в этом аниме даже я, не будучи фаталистом, понимал, что у Тенмы своё призвание есть. И оно прозаичнее некуда: спасать людей. И посему я и сам не верил, что он действительно убьёт кого-то, даже имея на то в душе решимость и готовность. Это не то, что сделает доктор Тенма; отчасти, схожее видение у меня было и в отношении Нины, поэтому когда кто-то из этих двоих направлял заряженное дуло на противника, я им искренне не верил и не проникался моментом. Есть те, кто способны перейти ту самую стену, отделяющую спасение и убийство, а есть те, кто предназначен для спасения. Однако ж моя претензия к тому, что монстра, судя по концовке, так и не остановили наверняка, сохранилась. А поскольку в данном случае, статистике можно доверять (или Йохана удовлетворила развязка в Ругенхайме?), то кто-то остановить монстра должен был. Пусть не Кендзо, не Нина и даже не Рунге, пусть бы обычный обыватель, волею рока втянутый в эту историю – некая карма также должна существовать в этом мире (особенно, если есть и предзначение, в которое веришь). Ибо тому, для кого человеческие ценности чужды, не найдётся места в человеческом же обществе. А опасного для себя же (общества) монстра кто-то должен был изгнать.

1.3 Общество и политика. Человечность.

Однако же не стоит наивно полагать, что всё зло мира в одном лишь монстре, для которого жизнь и смерть не более чем два исхода эксперимента, которые и дети ради любопытства ставят над насекомыми (теме жестокости детей, поданной иначе, нежели в Эльфенлиде, в «Монстре» также уделено внимание). Напротив, никто из людей не может похвастаться тем, что именно в нём нет тёмных/светлых сторон. Причём это работает как в контексте отдельного индивида, так и целого общества, что не без изъянов. Особенно красиво это выглядит на контрасте между заявлениями «ах, как тих наш городок, здесь и мухи никто не убьёт» и последовавшей затем резнёй в Ругенхайме. Притом хотя толчком и послужили внешние события, напряжённость и недоверие – вот что чувствовали люди к другу в том городке. Впрочем, не только в нём...

А ещё здесь есть сцены плена, пыток и прочего; радует, что мальчишку не тронули, да и Тенма выберется из передряги. Источник: скриншот из аниме «Монстр». ©MadHouse.
А ещё здесь есть сцены плена, пыток и прочего; радует, что мальчишку не тронули, да и Тенма выберется из передряги. Источник: скриншот из аниме «Монстр». ©MadHouse.

Вообще, не стоит забывать, что именно люди создают монстров (и в некотором роде уже сами монстры): будь то детский ужастик, написанный неким Клаусом Поппе или сверхсекретный эксперимент, поставленный клятыми коммуняками в застенках приюта №511, где ГДР-вцы творили свою содомию, желая создать новую расу сверхлюдей (почему-то опять коммунистам вменяют действия нацистов, непорядок). Что очень радует, вся политика здесь не сведена к тому, какие же всё-таки ужасные эти коммунистические режимы: да, есть эксперименты Штази или СТБ, но и в таких условиях было полно обычных людей, которые трудились на благо страны и общества (кто-то искренне веря в коммунистические идеалы, кто-то с фигой в кармане), как та же смотрительница одного из приютов в бывшем Восточном Берлине, давшая в одной серий зацепку Тенме насчёт Йохана. При этом и в преуспевающем Западе есть свои проблемы: та же коррупция власть имущих, кумовство (не просто же так директор Удо хотел в первую голову вылечить бюргера) и, даже в весьма толерантной Германии есть неонацистские шайки, что планируют использовать Йохана, ведь сути этого монстра они не то, что не знают – они её вообще не понимают. И вообще, аниме не редко касается темы криминала и того, что с ним связано: не один и не два героя здесь связаны именно с этим тёмным миром. Политика и криминал здесь, кстати, не представлены ради самих себя, они влияет на сюжет: не будь коррупции в больнице, не было бы и вопроса кого лечить первым, а значит, события всего аниме развернулись бы иначе; не будь люстрации сотрудников бывшей СТБ Чехословакии, части из них не пришлось бы уходить в свой подпол: и это меняло бы часть сюжетной линии, развернувшейся в Чехии (Гриммер не стал бы разыскиваемым) и т. д.

Круг политических и социальных вопросов, поднимаемых «Монстром», на этом не исчерпывается: даже не сильно влияя на сюжет, подняты темы приемлемости терроризма (очень часто бывает, что других способов не остаётся), муках выбора между буквой закона и нравственным долгом (например, офицер полиции, который должен был сдать в органы вылечившего его мать подозреваемого Тенму), правильностью оказания врачебных услуг в любой ситуации и любых обстоятельствах (тут и сам Тенма, что оказывает медпомощь практически всем, так и одна девушка из Вьетнама, врачевавшая без лицензии). И конечно же, вновь взаимодействие культур: кому-то непросто было иммигрировать в ФРГ, ведь там не сильно жаловали приезжих: когда горел турецкий квартал, отнюдь не все окружающие немцы горели желанием помочь; скорее, им было всё равно. Очень много и с разных ракурсов поднята тема детства – важнейшей поры становления личности, ведь первичная огранка происходит именно тогда. И немудрёно, что поскольку из обычных-то детдомов без усилий самого ребёнка (и конечно, воспитателей) выйти человеком во всех смыслах непросто, то что говорить об испытательных полигонах, на которых во имя развития творилось то, что способно лишь порождать монстров?

Просто пример позитивного человека. Источник: Яндекс.Картинки.
Просто пример позитивного человека. Источник: Яндекс.Картинки.

Однако и при всём этом человечность сохранить можно. Ярким примером тому стала приоткрывшаяся по ходу сериала история Нины (Анны), которой довелось пережить как минимум сравнимое с тем, что пережил Йохан (а если трактовать концовку однозначно, то окажется, что и больше). Даже в таких условиях можно оставаться человеком! Более того, Нина по-прежнему способна к глубокой эмпатии: привязывается к своим приёмным родителям, новой подруге в Мюнхене Лотте Франк, мальчику Дитеру, добродушному старичку Райхвайну и, конечно, к доктору Тенме. Да так, что долгое время собиралась самолично убить Йохана, ибо полагала, что не должен Тенма становиться убийцей (Кендзо, что занятно, полагал также и поэтому поиски Йохана они вели параллельно и в чём-то даже соперничали). Очеловечены тут и другие, даже второстепенные персонажи: «баварский вампир», что на старости лет искренне захотел семью, следователь-идеалист Ян Сук, столкнувшийся с жёсткой правдой о коррупции в чешском МВД и временно утративший всю почву под ногами и т. д.

Но человечность можно не только сохранять в своём сердце, не смотря на все тяготы судьбы, но и приобрести, стать человеком, живя и развиваясь как личность. Нелёгкий путь от одержимой идеей мести Тенме предстоит пройти Еве, осознать своё место в отрыве от профессии придётся Рунге. И конечно же, стать окончательным человеком, во всём полагающимся на себя, а не на Великолепного Штайнера – именно так меняется Вольфганг Гриммер, окончательно порывая в каком-то смысле с собственным жестоким прошлым. Да чего уж там – даже у бывшего директора того самого 511-го детдома может проявится человечность в лице раскаяния за прошлые деяния, выраженная в новом «эксперименте» – воспитания беспризорных детей на основе любви, а не жестокости. Немаловажной оказывается и вера: к примеру, для адвоката, который сумел доказать невиновность на самом деле виновного человека: казалось бы, как после такого можно даже подумать о том, чтобы кому-то поверить? Но если хочется сохранить человечность, притом не только в себе, оказывается, можно.

1.4 Атмосфера и живость.

Монстр, у которого не было имени... Источник: gelbooru.com.
Монстр, у которого не было имени... Источник: gelbooru.com.

Отдельно стоит сказать об атмосфере сериала. Не смотря на вытекающие из аниме действительно отличные и положительные вещи, сам «Монстр» нередко показывает всю жестокость жизни, из которой, как ни парадоксально, пробивает себе дорогу человечность. Здесь всё ощущается живо: коррупция в клинике Дюссельдорфа, словно застывшее время в университете Гейдельберга, деловитость Мюнхена, злачность квартала красных фонарей, «перестроечность» Праги 90-х, мнимая безмятежность Ругенхайма, и, разумеется, ужас от самого существования таких мест как дом красных роз в Праге или 511-й детский дом в Восточном Берлине – всё это создаёт свою, каждый раз уникальную, атмосферу и позволяет прочувствовать происходящее. И хотя в жанрах указаны ужасы, последние здесь присутствуют в меньшем объёме, чем в тех же Цикадах. Вместо них здесь чаще будет ощущение безысходности и тупика, поскольку очень часто не будет ни догадок, ни зацепок, а те, кто знают имя монстра, будут убиты один за другим, ведь истинная цель монстра – получить имя в мире, где некому будет звать его по имени. Сцены жестокости, впрочем, никто не отменял, а за счёт сопереживания и упора на реализм смотрятся они ещё сильнее (и при этом авторы не уходят в ненужную чернуху).

Отчасти на атмосферу ужаса и работает страшилка, вложенная как в название аниме, так и частично отражающая его сюжет; сие вплетение фольклора в костяк сюжета вообще напомнило мне другую детективную историю, где, впрочем, было изобразительное искусство, а не детские ужастики. Причём вновь показано, как и то, что в общем-то призвано служить культуре, становится лишь дорожкой к пути из безумия и жестокости. Пути, из которого не выйти монстром оказывается под силу единицам...

При всём это не чувствуется никакой фальши как в самой истории (за исключением, быть может, развязки), так и в её участниках. Они здесь не ходячие выражения какой-либо конкретной идеи или авторской мысли, которой подчиняется вообще всё: помимо этого (совсем без такого серьёзное произведение тоже не построишь), у них есть свои индивидуальные качества, личные особенности, предпочтения и странности, которые и делают их, а следовательно, и мир вокруг, живыми. Кто-то обожает слушать декламации на латыни, кто-то борется с внутренней тягой к спиртному, чтобы увидеть родную дочь (но при этом и дело расследовать надо), кто-то с горечью рассказывает, что убить также легко, как забыть вкус сахара. Притом все это не сваливается разом, а подаётся либо постепенно, либо прямо во время диалогов. Притом отнюдь не все здесь меняются от той же встречи с главными героями – люди здесь по большей части взрослые, да и тут не сёнен в конце концов. Посему если кто здесь меняется, то также постепенно, как и постепенно здесь складывание каких-никаких отношений – будут и сопутствующие переживания (но не нарочито драматичные, а именно обычные, присущие людям). И именно поэтому понимаешь, что даже если простить монстра можно, остановить его было нужно. Ибо никто не вправе нарушать мирный ход чужих жизней.

2. Персонажи.
Поскольку в аниме больше сотни героев произносят реплики, и несколько десятков появляются не раз, речь пойдёт лишь о тех, что наиболее мне запомнились.

Кендзо Тенма – главный герой манги и аниме. Уроженец Йокогамы, переехавший в Германию на обучение, да так там и оставшийся. Изначально простой нейрохирург, в дальнейшем, из-за действительно счастливых обстоятельств, получивший повышение. Крайне принципиальный человек, ставящий на первое место жизни своих пациентов, порой рискуя ради них собственной карьерой и даже жизнью. Весьма добрый и отзывчивый человек, при этом не лишённый сильного внутреннего стержня. Имеет обострённое чувство ответственности, в частности, всю вину за злодеяния Йохана считает своей ношей. На начало сериала состоял в отношениях с Евой, но был ей отвергнут и с тех пор о романтике не задумывался. Во время поиска монстра проходит проверку своих нравственных ценностей.

Анна Либерт (Нина Фортнер) – одна из двух близняшек, которых доставили в больницу к Тенме в далёком 1986-м. Тогда была в безумии и лишь хотела убить кого-то. Выросла в приёмной семье, к которой очень привязалась. Учится на юридическом в университете Гейдельберга, посещала психолога из-за кошмаров. Далее вспоминает про своего брата Йохана, а уже много после, побывав в таверне «Три жабы», и про совершенно другое. Как и Тенма, хочет остановить Йохана, но не хочет, чтобы именно он брал тяжкий груз убийства на свои плечи. Добрая и отзывчивая девушка, которая умеет заводить новых друзей и привязываться к ним, искренне за них переживая. Работоспособная. Озвучена Мамико Ното и как почти всегда, озвучена бесподобно.

Йохан Либерт – антагонист истории, ещё со младенчества готовившийся (почти) в доме красных роз в Праге, а затем в застенках 511-го детдома в Восточном Берлине. Жестокий, расчётливый и крайне скрытный человек, не связанный никакими нормами морали и ограничителями. Невероятно везучее создание, натворившее делов на пять пожизненных и четыре расстрела, но замётшее за собой почти все улики. Постоянно представляется под другими именами, имеет склонность к переодеванию. Находится в центре влияния как ищущих его доктора Тенмы с Ниной, так и неонацистских группировок, считающих его новой мессией.

Ева Хайнеман – на начало аниме невеста доктора Тенмы, при первой же карьерной неудаче бросившая его словно ветошь. Впоследствии пережила три развода, одно сожжение особняка (дело заводить не стали, ведь причина совсем уж странная). Осознала, что была нужна только Тенме, но поскольку он её принимать отказался, дала против него показания детективу Рунге, объявившего доктора в розыск. Сама же Ева, вначале одержимая местью, постепенно приходит к осознанию пагубности такого пути и, не без помощи новой, пусть и недолгой, любви, решает начать жизнь заново. Добрую половину аниме пьёт и курит в нездоровых количествах, но в конечном итоге порывает с вредными привычками.

Генрих Рунге – инспектор из БКА (федерального криминального агентства), расследующий как дело об убийстве врачей в Дюссельдорфе в 1986-м, так и дело Юнкерса, и, само собой, дело подозреваемого доктора Тенмы. Умён и предельно логичен, способен запоминать огромные объёмы информации, для чего постукивает пальцами, словно на клавиатуре. Буквально одержим собственной работой (особенно делом Тенмы) и, как в большинстве похожих случаев, это приводит его к разрыву с женой и дочкой, поскольку расследование выше всего. Флегматичен. В конце аниме ему удаётся наладить отношения с дочерью.

Дитер – маленький мальчик, живший с бывшим служащим 511-го детдома в качестве опекуна. Обожает футбол и мечтал о футбольном мяче. Понятно чего он мог натерпеться от служащего 511-го (число-то почти такое же символичное, как 410), а посему, когда решил самостоятельно выбрать, куда идти, ушёл с доктором Тенмой, не смотря на все попытки последнего пристроить мальца туда, где ему же лучше будет.

Руди Гиллен – психолог-криминалист, учившийся с Тенмой в одном университете и завидовавший ему. Очень хорошо разбирается в своей работе, но не лишён недостатков: в частности, мелочен и завистлив. Однако в конце концов сумел подружиться с доктором Тенмой и даже помогал ему по мере сил разыскивать Йохана и понимать его мотивы.

Роберто – один из исполнителей воли Йохана, впервые появляющийся как охранник некоего Мюллера. Неоднократно меняет личность (и по всей видимости, документы), тоже в каком-то смысле преследуя доктора Тенму с целью не дать ему свершить расправу над Йоханом. Крайне жестокий человек, для которого убийство несравнимо проще, чем забыть сахар. Любит какао.

Ганс Георг Шувальд – «баварский вампир», некогда самый могущественный человек в Баварии, а ныне – стареющий подслеповатый человек, любящий, когда ему читают на латыни и ищущий своего сына от любимой когда-то им Маргот Лангер (которая тоже окажется связующим звеном сюжета, как и большинство персонажей тут). В конечном итоге находит свою семью. Удаётся выжить даже в пожаре в мюнхенской библиотеке.

Карл Нойман – сын Маргот Лангер, изначально простой студент Мюнхенского университета, но затем решившийся (не без помощи Лотты Франк, а потом и Йохана) найти своего отца и даже заявить о себе. Нерешителен и совершенно невнимателен к Лотте.

Рихард Браун – детектив, расследовавший самоубийство соседа Йохана по комнате в общежитии Мюнхенского университета (вот так совпадение!), а заодно искавший сына Шувальда. Из-за проблем с алкоголем (и убийства человека) ушёл из полиции; также виски развёл его с женой и дочерью, с которой он хотел встретиться больше всего на свете...

Юлий Райхвайн – добродушный старичок, работающий психологом. Друг и консультант Рихарда, также оказавшийся втянутым в перепитии истории Йохана и Тенмы. Последнему оказал всяческое содействие и даже Дитера приютил на время (а потом и на совсем, чего уж там). Поскольку раньше служил в погранвойсках и до сих пор занимается бегом, способен дать отпор мелкой шпане.

Вольфганг Гриммер – журналист, которого очередное расследование привело в Прагу, на поиски ответственных за бесчинства, творившиеся в 511-м детдоме, на коем в этом аниме также сходится многое. Выглядит всегда добрым, несколько наивным и вечно улыбается, слегка неестественно. Как оказывается впоследствии, не слегка, ибо весьма непростой он человек. Именно Человек, который в конечном итоге действительно заслуживает это гордое звание. Любимый мультфильм детства – мультик из ФРГ про Великолепного Штайнера, суперсилача, спасающего слабенького главного героя из самой безвыходной ситуации.

Ян Сук – молодой детектив пражской полиции. Изначально восхищался своим начальником Милошем Земаном как эталоне порядочности и законности, в которую сам свято верит, но узнав о коррумпированности и связи шефа с СТБ, понял, что не всё так просто в жизни. Одно время проводил вечера в баре с Анной (...) и почти успел влюбиться. Несмотря на порой проскальзывающую спесь, в делах детективных неопытен.

Мартин Рест – телохранитель Евы, нанятый Чапеком в середине сериала. Всюду её сопровождает и постепенно привязывается, хотя изначально был против работы с женщинами. Много курит, но алкоголь, равно как и алкоголиков и алкоголичек, не переносит (кроме Евы). Всегда готов жестоко избить чуть ли не за неверное движение в сторону охраняемой, но готов и жизнь положить, если надо будет.

Петр Чапек – тот самый мужчина в очках, отвозивший детей на обучение азам становления высшей расой в дом красных роз. После падения коммунистического режима в Чехословакии бежал в ФРГ и начал участвовать в неонацистских группах.

Гельмут Вольф – пограничник, который обнаружил Анну и Йохана на границе ЧССР и ГДР. Именно он первым разглядел потенциал Йохана. Впоследствии хотел убить его, но дело это пришлось доверить Тенме.

Франц Бонапарта – офицер СТБ Чехословакии, участвовавший в проектах
дома красных роз. Хирург, у которого имелось и другое хобби. Остальное спойлер.

3. Рисовка, саундтрек.

Аниме, хотя и делалось местами с очень явной экономией средств (если покопаться, можно найти отдалённые кадры, что по традиции рисуется хуже, повторения одних и тех же планов в разных сценах и др.), смотрится даже сейчас весьма хорошо. Частично этому способствует весьма реалистичный стиль рисовки персонажей, взятый из манги (некоторые персонажи также похожи на известных актёров); частично же, за счёт того, что прямо как в «Тетрадке», рисовка здесь мрачная, серая и работает на ту же атмосферу. Пожалуй, даже более мрачную и суровую.

Радует и внимание к визуальным деталям: фоны городов с европейской архитектурой, весьма реалистичные пейзажи (можно заметить в арке про Ругенхайм или во время первого путешествия Тенмы), характерная модная одёжка тех лет, отлично узнаваемые даже сейчас марки машин (по понятным причинам, в основном тут на дорогах БМВ, Мерседесы да Фольксвагены) Присутствует отличная детализация оружия и даже пару раз было показано, как его собирают.

Саундтрек теми же тёплыми словами лично я похвалить не могу: по крайней мере, весь. Тем не менее, похвалы заслуживает первый эндинг, да и задумка авторов сначала по картинкам показать сказку о монстре, а уже потом её рассказать вслух, интересна, правда, не стоило им прерывать показ рассказом на середине. Можно также отметить и опенинг: не сказать, что он прям выдающийся, но свой шарм, позволяющий все 74 серии аниме его не терпеть, а именно смотреть, у опенинга есть.

4. По итогу.

Аниме «Монстр» оказывается весьма многогранным. Настолько, что даже сложно сказать, чего в сериале оказывается больше: психологического триллера, социально-политической драмы, трагедии далеко не одного, детективной истории о поиске правды... Пожалуй, правильно будет сказать, что в «Монстре» этого всего оказалось достаточно для раскрытия практических всех заявленных в начале и по ходу действия сюжета основных конфликтов.

Конечно, аниме не лишено недостатков: некоторые предложенные решения в контексте показанного раннее смотрятся странно, а местами общую логику и рациональность (Рунге негодует) приносят в жертву нужным сюжету поворотам и посылу. Однако за счёт, на мой взгляд, близкой к идеальной подаче остальных идей и посылов, недостатки с лихвой перекрываются достоинствами.

Ведь одно дело, когда сюжет ломает всё и всех только потому, что так надо, и совсем другое – когда со многими из итоговых посылов в результате этих действий (кроме одного исключения) ты оказываешься согласен. Как ни крути, а не только в Йохане сидит монстр, что рвётся наружу. И на великолепного Штайнера тоже всем нельзя полагаться. Но человеком оставаться необходимо. И смотреть историю о людях, которые могут где-то ошибаться, где-то откровенно тупить, но при всём этом –быть людьми, оказывается крайне увлекательно. И хронометраж в 74 серии почти не ощущается затянутым.

Вот и заканчивается несколько затянувшийся обзор на аниме, что способно убедить всякого: монстр есть во всех. Но «чавк-чавк» и «хрум-хрум» без человека сделать нельзя. Хотя бы потому, что именно он должен согласиться на такую сделку с монстром.
Разумеется, я однозначно рекомендую это к аниме просмотру. Даже если оно вам не понравится финалом или какие-то серии покажутся лишними и ненужными, пищи для размышления «Монстр» предоставит, взяв в замен лишь время. Которое лично мне не было жалко.
В заключении можно вновь вернуться к теме выбора и судьбы. Решения, принятые когда-то, мы не в силах отменить. Как и исправить все ошибки, порождённые таким решением. Но порой ещё сложнее ответить утвердительно на вопрос, а стали бы вы что-то менять, будь у вас такая возможность? Ведь в каждый момент времени человек делает выбор, руководствуясь только тем, что на этот самый момент знает. Посему корить себя с высоты настоящего опыта за прошлые ошибки далеко не всегда нужно. Ведь как известно, важнее всего не повторить ошибку вновь.
Источник: deviantart.com.
Источник: deviantart.com.

Спасибо, что прочли сей весьма долгий обзор до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#аниме #манга #аниме обзор #обзор аниме #европа #германия #чехия #триллер #детектив #драма