22 подписчика

Звук на стриме, соотношение источников

195 прочитали

Приветствую, читатель! В сегодняшней статье хочется обсудить очень важную составляющую каждого стрима – звук. Если с картинкой всё более или менее понятно, потому что она всегда на виду и можно увидеть всё на экране, то со звуком уже сложнее. Стример не может самостоятельно оценить уровень звука и его состояние, поэтому нужно запомнить ключевые правила работы с ним и обязательно следить за OBS во время трансляции (настоятельно рекомендую приобрести второй монитор, если у вас его еще нет).

Приветствую, читатель! В сегодняшней статье хочется обсудить очень важную составляющую каждого стрима – звук.

Почему я постоянно настаиваю на том, что второй монитор необходим? Очень просто. Без него вы просто не видите состояние вашей трансляции, вам нужно заходить на свой же стрим, отсматривать и прослушивать его, чтобы понять все ли в порядке (или не в порядке). Можно надеяться на чат, но, к примеру, у начинающего стримера чат далеко не всегда активен, да и постоянные зрители могут отойти по делам, а ваш стрим будет идти себе ближайшие полчаса без звука микрофона / игры / музыки. Разве такой контент вы хотите давать? Думаю, что нет. Скорее всего, вы, как и я, настроены на то, чтобы вести эфиры максимально круто, качественно и профессионально. Из всего потока эмоций выше выводим правило: всегда следить за состоянием звука! Включен ли у вас микрофон? Уверены, что не забыли нажать кнопку включения после телефонного звонка? Нет? Посмотрели на второй монитор, увидели соответствующую индикацию в разделе микшера аудио, расслабились и пошли дальше проходить игру (или делать что угодно другое).

Я частенько “прыгаю” по каналам с маленьким онлайном, стараясь поддержать ребят, которые ведут стримы с душой. Иногда, как я описал выше, они просто сидят без звука, но что-то активно рассказывают, эмоционируют, возможно, даже пытаются вывести потенциального зрителя на диалог. Но никто этого никогда не узнает, потому что звука-то нет.

Соотношение источников звука на стриме

Вторая большая проблема, с которой я очень часто сталкиваюсь на стримах как начинающих стримеров, так и, казалось бы, опытных ведущих – неумение выставить правильное соотношение звука разных источников. Разберем на примере стрима по онлайн игре. Здесь, как правило, бывает сразу четыре источника звуков, работающих одновременно:

  1. голос ведущего;
  2. голоса его напарников;
  3. звук игры;
  4. фоновая музыка.

Я не зря пронумеровал этот список. Именно в таком порядке по убыванию важности эти источники должны быть расположены. Как в дизайне, в архитектуре, в искусстве, так и в работе со звуком есть понятие композиции. Правильная композиция подразумевает грамотное расставление акцентов, чтобы зритель сразу понимал, что здесь самое важное, а что используется для фона.

Как часто вы сталкивались с тем, что стримера просто не слышно из-за того, что звуки выстрелов или звуковые эффекты игры его заглушают? Я вот – очень часто, до неприличия часто.

Давайте разбираться, как такой проблемы избежать. На самом деле, это просто. Нужно просто запомнить, в каком диапазоне громкости должен находиться тот или иной звук. В микшере громкости для каждого источника есть своя индикация громкости и состояния. Ориентируясь по ним, очень просто следить за тем, в каком диапазоне находится звук ваших источников. Для лучшего визуального восприятия я подготовил небольшую схему.

Если боитесь забыть, сохраните эту схему! И пользуйтесь при настройке звука.
Если боитесь забыть, сохраните эту схему! И пользуйтесь при настройке звука.

0 dB – максимальное значение на нашей оси. Все остальные значения идут по убыванию.

Полоска активного звука микрофона должна находиться на границе желтой и красной зон. Не переживайте, звук не будет “пиковать”, если звук вашего микрофона находится именно на границе (но он не должен “долбиться” в 0 dB, при настройке звука важно этого избежать).

Уровень звука ваших тиммейтов должен быть тоже высоким, но чуть ниже вашего, чтобы новый зритель всегда понимал, кто на канале ведущий, а кто гость (я лично часто не понимаю на совместных стримах, когда говорит стример, а когда его друзья, особенно если нет веб-камеры). Поэтому стараемся держать уровень звука своих друзей где-то в середине желтой зоны.

Звук игры – следующий по важности источник. Его должно быть слышно, чтобы аудитория понимала, что происходит в игре и могла оценить, насколько хорошо вы в определенных условиях отыгрываете. Но вот “перебивать” вас и ваших коллег этот источник не должен ни в коем случае, поэтому советую выставить звук игры по самому громкому звуку (обычно, это выстрелы или взрывы), чтобы пиковые значения не переходили за -19 dB, то есть находились в пределах зеленой области.

И последний по важности источник – фоновая музыка. Она должна не привлекать внимание зрителя, а лишь заполнять редкие паузы (например, во время загрузки матча или напряженного момента, когда все молчат). Поэтому при выставлении уровня громкости данного источника я советую ориентироваться на максимум в -35 dB. В таком случае музыка будет именно фоновой и заполнять собой только беззвучные моменты, отвлекая зрителя от образовавшейся паузы.

Естественно, данная схема не является обязательной, однако логика распределения громкости источников должна соблюдаться для формирования той самой правильной композиции, о которой я говорил чуть выше. Старайтесь сделать звук на своем стриме максимально удобным и понятным для любого посетителя, чтобы ему не приходилось вычленять важные звуки из потока аудио разной интенсивности и громкости.

Не забудьте поставить лайк и написать комментарий, если статья вам понравилась. И расскажите своим знакомым стримерам об этом простом способе регулировки звука. И обязательно подпишитесь на журнал, если ещё этого не сделали :)

// Журнал "Про стримы" есть в Telegram и VK. Поддержать автора финансово можно с помощью VK Donut.