Найти тему
Нина Примоченко

О важности эмоционального интеллекта или «Эксперт без туфлей тоже эксперт😅»

«Мир семьи. Страна Детства»
«Мир семьи. Страна Детства»

Вчера мне пришлось ворваться в дискуссию о адаптации приемного ребёнка в семье и напомнить о необходимости учитывать эмоциональный интеллект при взаимодействии с ребёнком.

Так как мое включение было незапланированными, объяснять пришлось «на руках», а точнее - ногах😅

Я была без туфлей🙈

Под конец восьми часов стояния и хождения в туфлях на каблуке, убеждение «встречают по одёжке» не смогло меня заставить подняться со стула в этих самых туфлях))

Зато эта ситуация помогла сформулировать живой пример⬇️.

➡️Когда я захожу в новую аудиторию и хочу, чтобы меня восприняли как специалиста, всегда думаю как выгляжу и что говорю. Этому нас учат с детства. И тогда какое-то досадное недоразумение типа пятна от пролитого кофе или несоответствие дресс-кода могут вызвать нешуточные тревоги из серии «что обо мне подумают» и развернуться в «я плохой эксперт».

➡️Тревога конечно же запускает базовую потребность в безопасности и мозг развивается эту тему дальше.

➡️Включаются те самые прекрасные защитные стратегии:

• притвориться мёртвой (можно и вообще не высовываться, тихо в уголочке посидеть),

• спасаться бегством (ой, вы что, я не такая и так не умею/не знаю),

• нападать (идиоты, ничего не знают, ерунду какую-то несут).

И вот когда механизм осознания собственных чувств не развит, мы фактически включаемся и понимаем, что происходит уже на этапе защитной реакции. А кто-то и этот этап проскакивает на автомате и так живет всю жизнь.

У меня, к счастью, процесс распознавания уже включён и чаще всего я осознаю происходящее.

Поэтому отсутствие туфлей никак не влияет на моё внутреннее ощущение экспертности даже на серьезном мероприятии.

Я привела очень простой пример. Но он показателен с позиции выстраивания отношений, вхождения в новый коллектив и вообще практически любой нашей деятельности. 

✅ В частности, адаптации ребёнка в приемной семье.

Когда ребёнок приходит с новый дом, у него, естественно, никакое внутреннее осознание чувств не работает (оно и у родителей, чаще всего не работает).

А ощущение опасности-то есть!!! Но оно тоже не всегда осознается, а вот защитная реакция проявляется.

• притвориться мёртвым 

• убегать

• нападать

Всё очень просто, понятно и логично с точки зрения физиологии. Главная задача выжить - а не чувствовать себя экспертом🤷‍♀️

И тогда с чего нужно начинать работу с ребёнком?

(и любую свою деятельность)

Логично же, что с навыка понимать, что происходит со мной сейчас.

❗️Просто для того, чтобы была возможность не накручивать и не создавать проблемы там, где их нет.

А если мы говорим про ребёнка, то важно развивать эмоциональный интеллект этого самого ребёнка, а уже потом призывать к разуму и ждать чудес.

Итак, в любом деле важно начинать с себя.

✅ Сначала мы учимся распознавать и влиять на свои чувства

✅ а уже потом чувства и реакции других людей.

-2

Книги, с которых можно начать знакомство с эмоциональным интеллектом:

1. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»

2. Сергей Шабанов, Алёна Алёшина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»

3. Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое пособие для родителей»