"А что там с предназначением, Марин? Да-да, с тем самым, творческим. Красный диплом с подписью Вячеслава Зайцева на полке долго пылиться будет?" - порой думала я, работая продавцом в рукодельном магазине.
Я художник-стилист по костюму, и это образование, несомненно, выручало меня и в торговле материалами для творчества, но некоторая неудовлетворённость имела место быть. Пусть меня и не взяли сразу после учёбы в дизайнеры, за неимением опыта (замкнутый круг: не берут на работу потому что нет опыта, нет опыта, потому что не берут на работу), но хотелось профессиональной реализации. Не для того мама ягодку растила учила, как говорится.
Вакансия дизайнера подвернулась совершенно случайно, я смахнула пыль с диплома, оставила торговлю и пошла на фабрику по производству пуховиков. Это была очень интересная и в то же время непростая работа. Там пришлось забыть всё, чему учили в ВУЗе и осваивать профессию заново, с учётом реалий массового производства.
"Забудьте всё, чему вас учили раньше". Знакома эта ситуация? Я сталкивалась с ней неоднократно. С одной стороны, она как-то махом обесценивает все предыдущие достижения и опыт, а с другой - даёт возможность расти и двигаться дальше. Если получится пережить первое разочарование и принять, что невозможно раз и навсегда взять, научиться что-то делать и остановиться на этом.
Когда, после 6 лет художественной школы, я пришла в Текстильную Академию, первая фраза преподавателя живописи была: "Забудьте всё, чему вас учили в ваших художках". "В своей художке" я была звездой. У меня были персональные выставки, региональные и всероссийские конкурсы и удивительно тонкая, реалистичная манера письма, приводившая в восторг преподавателей. Я могла часами выводить каждую прожилку в цветочных лепестках, выходила на пленэр с тоненькими кисточками, и, отбиваясь этюдником от комаров, старательно, в мельчайших деталях, выписывала лесные пейзажи. Такой, Шишкин на минималках. Но пошла-то я не по стопам великого художника, не в живописцы, где можно было бы спокойно и размеренно развивать этот реализм, а в мир моды, быстрый и стремительно меняющийся. Требующий почти мгновенной реакции.
У нашего преподавателя живописи было два любимых выражения: "меньше дрИпа" и "кондОво". Мы вообще не понимали чего он от нас требует, но старались изо всех сил. И именно с этими криками он на одном из первых занятий возник у меня за спиной, выхватил из рук тоненькую кисточку, которой я пыталась изобразить привычный мне реализм, и, вооружившись почти малярной кистью, намотав на неё полбанки гуаши, за три минуты закрыл цветом почти весь ватман. Зелёным цветом почему-то, наверное, что первое под руку попалось. Вместе со всем моим реализмом. Я рыдала.
Ну жуть, жуть конечно, хотя сейчас я понимаю, что уже тогда нас пытались научить думать и действовать быстро. Пусть и таким топорным методом. Есть натюрморт, надо его быстренько воспроизвести на бумаге, и бежать смотреть модные показы и модные новости. А то пока ты тут один натюрморт в реалистичной манере выпишешь - Зайцев уже три коллекции выпустить успеет, а ты всё пропустила.
Со временем мы, конечно, забыли всё, чему нас учили раньше и научились по-новому. Утратили детскую усидчивость и старательность, стали мыслить и творить быстро, красиво и с экспрессией. Кто-то уже начал шить свои коллекции и участвовать в показах, кто-то ещё только мечтал о будущей работе, и тут обнаружился ещё один нюанс. Нас учили высокой моде. Представьте, по 30 кутюрье выпускалось каждый год. Скольким из них суждено было встать наравне с Зайцевым и Юдашкиным? Из нашей группы, насколько я знаю, удалось только одному. Остальных ждали фабрики и ателье.
И вот на фабрике-то мне и пришлось снова всё забыть, потому что работа кутюрье совсем не вписывалась в массовое производство. Нас, к сожалению, не учили придумывать и шить, например, на большие размеры, или на нестандартные фигуры. На детей. На мужчин. В мире высокой моды и модели были соответствующие, тонкие, звонкие девочки, на которых хоть мешок из-под сахара одень - уже произведение искусства. А в реальной жизни оказались разные люди, которые тоже хотели красиво одеваться и выглядеть. Пришлось быстренько возвращаться с подиума в реальность и переучиваться.
Плюс производство - само по себе вещь занятная и не всегда предсказуемая. От пилотного образца до массового выпуска мои модели порой проходили такие трансформации, что я их на складе перед отгрузкой вообще узнать не могла. Вот я придумала классный пуховик, подобрала ткань и фурнитуру, его красиво отшили профессиональные швеи в экспериментальном цехе, утвердили, всем нравится. А дальше начинаются приключения. Я про них порой вообще не в курсе, но я в ответе)
Я подобрала бельгийскую ткань из новой коллекции, а на складе лежит недорогой Китай из коллекции 10-летней давности? Директор решит сэкономить в обход мнения дизайнера. Против директора не попрёшь, она тоже дизайнер) Я предлагаю качественную фурнитуру, ищу поставщиков, а ставят тот же Китай - пошли возвраты с отвалившимися кнопками и сломанными молниями. "Такие карманы наши швеи не осилят, давай попроще. А вот эти элементы мы вообще уберём, они не смогут." "Крой надо придумать такой, чтоб одна и та же модель подошла и на 42-й размер и на 56-й"...
Это, конечно, очень интересный был опыт - лавировать между "хочу" и "могу". Между командировками с участием в Collection Premier Moscow и крошечной фабрикой на окраине Северодвинска. Между "сходи на стенд к итальянцам, посмотри, чего они нового красивого привезли на выставку" и "как потом новые тенденции совместить с экономией на материалах и не всегда профессиональными швеями".
С фабрикой тоже пришлось расстаться, когда задержки зарплаты стали систематическими. Тут случилось то, что случилось, анализировать можно долго. На мой взгляд, экономия хороша в разумных масштабах, иначе она может поставить под угрозу целое предприятие.
Но я благодарна этой работе за навыки быстрого реагирования) И за новый взгляд на выбранную профессию, потому что теория - это одно, а на практике бывает всё немного иначе.
Ниже можно почитать другие истории: