Найти тему
ЖИЗА

Можно ли зарегистрировать товарные знаки ушедших брендов на себя?

Коротко: нет. Можно попробовать зарегистрировать похожий знак, но Роспатент проведет экспертизу и может отказать.

Вместе с новостями об уходе с российского рынка иностранных компаний сразу появились новости, что российские бизнесмены хотят зарегистрировать на себя их товарные знаки. Разобрались, можно ли сейчас стать владельцем собственного «Макдоналдса» или «Икеи».

Что такое товарный знак

Товарный знак — это обозначение, которое отличает одни товары от других. Право на товарный знак подтверждается свидетельством. Получить право на товарный знак может юридическое лицо или ИП.

Статья 1477 ГК РФ

Товарные знаки могут быть:

  • Словесными — слова, словосочетания, предложения. Например, название компании.
  • Изобразительными — изображения, композиций линий, пятен, любых фигур на плоскости. Например, логотип компании.
  • Объёмными — трёхмерные объекты и фигуры.
  • Комбинированными — любые сочетания изобразительных, объёмных и словесных обозначений.
  • Звуковыми, световыми, голографическими и другими.

Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно подать заявку в Роспатент. Там проведут экспертизу и примут решение. Когда товарный знак зарегистрируют, то выдадут свидетельство.

Можно ли зарегистрировать на себя товарный знак иностранной компании

Если компания ушла с российского рынка, это не значит, что товарный знак ей больше не принадлежит. Права на товарный знак выдаются на 10 лет и их можно продлевать сколько угодно раз. Предположим, что условный «Макдоналдс» продлил права на свой товарный знак в России в 2019 году, значит до 2029 года товарный знак точно будет принадлежать компании.

Важно, что охрана товарных знаков действует только на территории той страны, где они зарегистрированы. Если у вас есть права на бренд «Вкусно, как у мамы» в России, то конкуренты могут свободно открыть кафе под таким же названием в другой стране и не нарушат ваши права.

Можно ли зарегистрировать товарный знак, похожий на название иностранного бренда

Когда в Роспатенте получают заявку на товарный знак, то проводят экспертизу. Одна из задач проверки — выяснить, не похож ли товарный знак, который хотят зарегистрировать, на другие, уже известные.

Сходство до степени смешения — это одно из оснований для отказа в регистрации товарного знака. Это означает, что товарный знак так похож на какой-то другой, уже существующий, что их можно перепутать.

Сходство может быть смысловым, визуальным или звуковым. Его оценивают на основе общего впечатления. Роспатент в своих рекомендациях по проверке приводит такие примеры похожих товарных знаков:

  • звуковое сходство: «Лонгевит» — «Лонговит»,
  • графическое сходство будет сильнее, если написать похожие названия одинаковым шрифтом или цветом,
  • смысловым сходством посчитают совпадение значения на разных языках: «Ароматная мелодия» — «Aromatic Melody».
-2

Слева логотип шведского производителя мебели, справа — товарный знак, который пытается зарегистрировать петербургская дизайн-студия. Можно ли их перепутать, решит Роспатент.

Как узнать, кому принадлежат права на товарный знак и сколько они будут действовать

Если предположить, что крупная компания уйдёт с рынка и не будет продлевать исключительные права на свой товарный знак, то можно узнать дату, когда права перестанут действовать.

Кому принадлежит товарный знак, можно узнать в реестре Роспатента. Правда, для поиска по базе нужен номер регистрации товарного знака, но это открытая информация и её можно найти в интернете.

-3

Поиск по базе Роспатента показывает, что права на товарный знак Ikea будут действовать до ноября 2027 года. Источник: Роспатент.

Подытожим

  1. Товарный знак — это обозначение, которое отличает одни товары от других. Получить право на товарный знак могут ИП и юрлица. Оно подтверждается свидетельством.
  2. Право на товарный знак действует 10 лет, потом его можно продлевать сколько угодно.
  3. Если иностранный бренд уходит с российского рынка, его права на товарные знаки всё равно сохраняются.
  4. Товарный знак, похожий на другой, не зарегистрируют, если они схожи до степени смешения.
  5. Чётких критериев оценки схожести нет. Основной — общее впечатление с точки зрения потребителя: может ли он перепутать товарные знаки.
-4

Подписывайтесь на канал «Жиза» от Эвотора, чтобы быть в курсе всех новостей для малого и среднего бизнеса. Мы пишем только о важном для предпринимателей.

#товарный знак #бренды #роспатент