Я всегда был строгих убеждений, что чувство юмора – это мышца: можно развить, уделяй должное внимание тренировкам, информационной диете и отдыху. Но чем дольше наблюдаю за комиками, тем больше понимаю – у кого-то дистрофия клиническая и в спортзале это не наверстать.
Оговорюсь сразу – речь не только о стендапе. В коллективных видах развлекательной самодеятельности (КВН, студ.вёсны, стройотряды эти вонючие и прочее) псевдошутников ещё больше. Так уж устроена работа в команде – кто-то тащит телегу, а кто-то на телеге сидит и пишет в инсту «очередная бессонная ночь, но даже за это люблю КВН». И вот такие филонщики всегда первые отчитываются у руководства, дают интервью всем, кто спросит и вообще лучшие друзья «Управления молодежности молодежи». Прикол в том, что их наличие никак особо не мешает делу, а значит и претензий к ним не так много: чем бы ни тешилось дитя, лишь бы не устраивало «Красу университета 2023». От таких никто шуток-то и не ждёт, если честно, адекватный люд понимает, что это пиявки популярности и как напьются – отвалятся. Хотя, зачастую, уносят из своей «творческой жизни» раз в 5-6 больше подписчиков, чем рабочие лошадки. Но Кесарю кесарево.
Другое ощущение вызывают душнилы, прущие в стендап. Понятно, что никакого экзамена на «прикольность» перед опенмайком нет, достаточно быть «любым желающим». Однако тенденция поразительна: за всё время наблюдения за жанром я дурею сколько там скучнейших рож. Нудные люди, в борьбе с комплексами идут на сцену веселить других. Но откуда решение, что неспособный повеселить даже в компании может развлечь на сцене? Желание одобрения настолько велико или вера в свой скрытый до сей минуты талант берет верх?
Фокус в том, что первый укол хорошей реакцией зала получают как раз потому, что смеются над ними, а не над приколами. Само выступление превращается в фарс, когда странный человек говорит странные вещи, выдавая их за странные шутки. И в какой-то момент напряжение в зале нарастает до такой степени, что любая искра вызывает взрыв. Причём взрыв уровня сверхновой звезды стендапа (в чём, видимо, убеждает себя новоявленный артист).
И дальше начинается самое страшное: неотбитие дупля. Жажда признания уже неутолима, ведь эйфория этого случайного успеха не выветривается удивительно долго. Я видел героев, которые тянут на этом 6-ой год, натужно рожая раз в полугодие недоношенный полусмех и счастливо собирая из него полубит для полупроверки. Мало какое дело можно настолько долго делать абсолютно неумеючи. Причём так верить в успех, что ездить на все фестивали, проявлять солидарность Идраку («ведь он такой же комик, как и я»), планировать переезд в столицу и даже совершать этот переезд (а потом задрать всех насмерть ссаным полудохлым биточком по 3 микрофона за вечер). С другой стороны кому-то же надо сниматься в Стендап Андерграунд, лепрозорий Незлоба не должен пустовать.
Возможно, генетическая душность существует в комедии как раз с нашего молчаливого согласия. Никто не скажет Эдику Чернышенко ничего прямо – это обидные слова, а уж роль палача тем паче никому не по душе. И хорошо если дело только в «игре в хорошего», а не в том, что у таких людей ввиду сильных софтскиллов появляется влияние в тусовке, свои проверки и прочее. Для карьеры точно лучше дружить со всеми, а потом тихонько перемыть кости с кем-то наедине. Довольно простой маркер единомышленника: враг моего врага. Но, справедливости ради, это точно не вражда, а зависть в стиле «почему он едет в Египет!».
В итоге в каждом городе есть жменька чудиков, которые оттеняют опытных ребят, а те помалкивают. Ты, может и не разорвал бы так, если перед тобой 3 минуты не пытались голову зрителя засунуть в пакет. Принцип набора регионального разогрева многих столичный артистов между прочим.
Без тьмы не бывает света. Комикам нужны душнилы.
Гармония мира. Инь и ян.