Пару дней мы сидели с Алексеем на кухне и разговаривали. Вернее, разговаривал то, в основном, он, а я только жадно слушала и кивала.
И вот какие тезисы из этого двухкилограммового монолога особенно запали мне в душу:
1. Главное для молодого писателя - это интерес ко всему, что происходит в обществе, а самое главное к самой "нелицеприятной" его стороне. Не будь снобом - изучай культуру во все ее многообразии и не брезгуй спускаться в самые темные подвалы искусства.
2. Люди в современном обществе больше не любят думать, ведь это сложно и не всегда приятно. "Думание" мы заменили общей/национальной идеей, где думать - зло, гораздо приятнее ощущать себя в толпе и чувствовать частью чего-то большего. Однако, стоит помнить, что зло здесь - это чувство покорности, которое является неотъемлемой частью "объединяющей идеи".
3. Современное российское общество не умеет "проживать" собственные трагедии. Мы "ни черта" не знаем о нулевых, не освоили их, не осмыслили, у нас нет точек входа в это время. Искусство (литература, в частности) - это одно из средств (важных средств) подхода к тем вещам, которые нам неприятны. Если какую-то травму не проработать, то позже, спустя какое-то время она все равно настигнет нас. Замалчивание делает историю недостоверной, а мы должны знать, должны помнить, должны осмыслить и прожить беду, чтобы в последствии избежать трагичного повторения.
И самое печальное, но безусловно правдивое - наша культура начинает тянуться к трагедиям только после того, как сменяется власть. В противопоставлении Американской культуре - найдите хоть одного человека, который не знает про 11 сентября. А теперь спросите у людей, когда случился Беслан? Чувствуете разницу?
4. Интернет - это не панацея и не стирание границ между людьми и общностями. Правда, которую теперь так легко найти в интернете, никому не интересна. Однако, умного человека интернет действительно делает умнее, но глупого - глупее, злого - злее. Проблема в том, что мир в основном состоит из последних.
Вообще, технический прогресс, который должен был разрушить границы, по факту, их только множит.
5. Если сюжет не привносить ничего нового в литературу, то не важно, насколько он злободневен.
6. "Хватит доить Оруэлла"! Что, если литература не предсказывает будущее, а программирует его? А если это еще и хорошо написано, дай этим "умельцам" тезисы и они воплотят их в жизнь.
7. Не бойтесь! Не бойтесь! Не бойтесь! Читать "сложных писателей", откиньте все клише и ярлыки, закройте разборы и не слушайте высокопарные высказывания "разбирающихся" людей. Читайте книги ради удовольствия! Вам понравился сюжет, отлично, захотелось расширить свои впечатления, только тогда и открывайте разборы книги.
А, вообще (это уже ИМХО), если книга зацепила и оставила ощущение непонятности, прочитайте ее еще раз, ведь один человек никогда не прочтет одну и ту же книгу одинаково. Всегда будет что-то новое, незамеченное, нераспознанное.
Ну, и напоследок, "школа должна воспитывать в детях любопытство, а не священный трепет перед громкими именами и великими идеями. Потому что настоящий учитель - это человек, беседуя с которым, ты кажешься себе умнее, чем ты есть на самом деле. Не наоборот."