7,2K подписчиков

"ОПАСНАЯ" ГРАФИНЯ - ИГНАТЬЕВА. Роман Игнатьевой и Миш-Миша.

341 прочитал
ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ  КРАСАВИЦЫ ПЕТЕРБУРГА XIX  ВЕКА.  "ОПАСНАЯ" ГРАФИНЯ - ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА ИГНАТЬЕВА.

ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ КРАСАВИЦЫ ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА.

"ОПАСНАЯ" ГРАФИНЯ - ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА ИГНАТЬЕВА.

«Эта опасная пара Игнатьевых стоит больше, чем несколько броненосцев» - так отозвался английский посол в Турции Генри Элиот в 1876 году о российско-посольской супружеской паре - генерал-адъютанте Его Императорского Величества, чрезвычайном и полномочном российском после в Турции, графе Николае Павловиче Игнатьеве и его супруге княгине Екатерине Леонидовне Голицыной-Игнатьевой.

Перенесемся на несколько лет назад. 1 апреля 1869 года в Константинополе в этой семье послов Игнатьевых родилась дочь - Катя, Екатерина Николаевна. И она тоже оказалась опасной, но опасной своей красотой, и не для Турции, Китая или Англии, девочка стала представлять опасность для русского престола. Однако при ее рождении об этом никто и не подозревал.

Екатерина Леонидовна Игнатьева, урожденная княжна Голицына (1842-1917).
Екатерина Леонидовна Игнатьева, урожденная княжна Голицына (1842-1917).

Мать Кати Екатерина Леонидовна Игнатьева, урожденная княжна Голицына (1842-1917) была образованной, красивой, богатой и умной петербургской дворянкой, в совершенстве владеющей французским, немецким, английским, итальянским, старо- и ново- греческим языками. Екатерина Леонидовна сделала свой дом местом приёмов и встреч дипломатов и европейских знаменитостей. Иногда ей лично приходилось исполнять обязанности секретаря мужа в виду секретности его работы. По его совету она завязывала полезные знакомства с жёнами других европейских дипломатов и поддерживала эти отношения и после отъезда из Турции, поэтому была в курсе всех событий, секретов, интриг и политических планов.

Граф Николай Павлович Игнатьев .
Граф Николай Павлович Игнатьев .

Отец Кати Николай Павлович Игнатьев являлся потомственным дворянином, окончил Пажеский корпус, а затем Императорскую Военную академию с большой серебряной медалью, а в 1855 году он уже получил должность флигель-адъютанта Его Императорского Величества Александра II. В 1857 году он был назначен главой дипломатической миссии в Хиву и Бухару. В 1858 году 26-летний начальник дипломатической миссии получил звание генерал-майора, став самым молодым генералом русской армии. С марта 1859 года он - чрезвычайный посланник в Китае. В конце 1860 года Игнатьев был назначен генерал-адъютантом Его Императорского Величества Александра II. С марта 1867 года, будучи уже в звании генерал-лейтенанта, назначен чрезвычайным и полномочным послом в Турции. Позже из-за травмы ноги Игнатьев оставил военную службу и стал трудиться на дипломатическом поприще. Сначала в Париже, а затем в Лондоне. В декабре 1877 года Николай Павлович Игнатьев был возведён в графское достоинство и назначен членом Государственного Совета с сохранением звания генерал-адъютанта и обязанностей в Генеральном штабе в Петербурге.

У "опасной" четы Игнатьевых было семеро детей и все они, кроме младшего Владимира, родились в Константинополе, к сожалению, один из сыновей умер в младенчестве, а остальные дети получили достойное образование и воспитание.

юная красавица-графиня Екатерина Игнатьева -младшая появилась ослепительной барышней и завидной невестой на петербургских балах и сразу покорила сердца молодых и именитых светских львов и завидных женихов.
юная красавица-графиня Екатерина Игнатьева -младшая появилась ослепительной барышней и завидной невестой на петербургских балах и сразу покорила сердца молодых и именитых светских львов и завидных женихов.

Дочь таких блистательных и одаренных родителей юная графиня Екатерина Николаевна тоже получила прекрасное образование и воспитание и обладала изысканной красотой и великолепными манерами. Когда отец подал в отставку из-за несогласия с некоторыми выпадами нового императора Александра III , юная красавица-графиня Екатерина Игнатьева -младшая появилась ослепительной барышней и завидной невестой на петербургских балах и сразу покорила сердца молодых и именитых светских львов и завидных женихов. И на свое несчастье Катенька слегка ранила сердце великого князя Михаила Михайловича Романова, второго августейшего сына великого князя Михаила Николаевича и внука императора Николая I.

Катенька Игнатьева слегка ранила сердце великого князя Михаила Михайловича Романова, веука Николая I.
Катенька Игнатьева слегка ранила сердце великого князя Михаила Михайловича Романова, веука Николая I.

Великий князь Михаил Михайлович стал слишком часто бывать в доме графа Николая Павловича Игнатьева, находя его дочь Екатерину весьма привлекательной и неглупой особой…И в петербургском обществе даже поползли слухи об этих его "странных" визитах к Игнатьевым. Говорили, что Великий Князь "Миш-Миш" влюбился в дочь Николая Павловича, графиню Екатерину Николаевну Игнатьеву. Милый и приятный в общении человек, он быстро завоевал сердце Екатерины Николаевны и симпатию ее семейства.

По семейной легенде и по свидетельству двоюродного брата Кати А.А. Игнатьева, великий князь Михаил Михайлович даже сделал Екатерине Николаевне официальное предложение руки и сердца. Но сам Михаил Михайлович это отрицает, вроде бы он еще не успел, а только собирался (и кое с кем якобы поделился своими помыслами)...Как бы там ни было, слухи о романе Михаила Михайловича дошли до государя Александра III. Царь по-родственному пригласил к себе кузена Михаила Михайловича, сердечно переговорил с ним, и когда Михаил Михайлович, заявил государю, что действительно он желал бы женитьбы на графине Екатерине Николаевне Игнатьевой, то Александр Александрович ответствовал ему, что с его стороны как Главы Царского Дома препятствий к этому браку не будет, но... вероятно Великий Князь по неопытности очень может и ошибиться в своих чувствах и выборе. Поэтому Государь решил так, чтобы великий князь Михаил уехал бы примерно на год из Петербурга - проверить свои чувства, и если через год Михаил не переменит своего намерения, то царь, возможно, благославит его на брак с графиней Игнатьевой. Почему-то эту отсрочку Михаил Михайлович воспринял как запрет императора на брак с Игнатьевой, да и не только он один так подумал.

Великий князь Михаил Николаевич Романов - отец несостоявшегося жениха Михаила Михайловича.
Великий князь Михаил Николаевич Романов - отец несостоявшегося жениха Михаила Михайловича.

Говорили, что отец и мать Михаила Михайловича тоже уже было соглашались на брак сына, но царь отказал своему дяде великому князю Михаилу Николаевичу, объяснив о годичной отсрочке для его сына, когда тот приезжал просить его позволения….

Великая княгиня Ольга Федоровна (Цицилия Баденская) - мать Михаила Михайловича.
Великая княгиня Ольга Федоровна (Цицилия Баденская) - мать Михаила Михайловича.

На следующий же день после неопределенных переговоров Михаила Михайловича и Екатерины сам граф Николай Павлович Игнатьев, предположив предложение со стороны жениха, как полагалось, надел мундир и поехал к отцу великого князя, старику Михаилу Николаевичу, испросить его согласия на этот брак своей дочери с его сыном... Но, о ужас и позор на его седую голову, получил категорический отказ, ибо невеста, оказывается, недостаточно высокого происхождения. Великие князья, видите ли, имели право жениться только на принцессах коронованных фамилий. Во всяком случае Николай Павлович так объяснил себе и домочадцам отказ, ни о какой годичной отсрочке он не упомянул. В обществе думали, что если бы вместо Игнатьевой была Воронцова или Долгорукая, то государь позволил бы брак.

Однако опасность Екатерины Игнатьевой заключалась даже не в ее особенной красоте, а в ее неискушенности, в том, что она не стала бороться за своего Миш-Миша, не стала ни с кем флиртовать, вызывая его ревность, а полностью положилась на дипломатические способности и опыт своих родителей. Такое целомудрие могло вызвать или вернуть опасный интерес и любопытство великого князя Михаила Михайловича, что вероятно и произошло, так как князь замешкался, отсрочил поездку. Тогда прощай запрет государя!

Но... чуда не произошло, и великий князь Михаил Михайлович все же уехал в Европу. Однако, видимо, он все же предполагал объясниться с отцом Екатерины. В личном архиве оскорбленного графа Игнатьева сохранился черновик его письма великому князю Михаилу Михайловичу от 20 ноября 1889 г. Николай Павлович, вероятно, писал ответ на приглашение Великого князя встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию: «Появление мое у вас могло бы возбудить сплетни в лабильном для семьи моей смысле. После всего происшедшего и высочайшего повеления, сообщенного нам для…исполнения, не представляется ни возможности, ни пользы возвращаться к прошлому. Наша беседа не может привести ни к чему иному, как к горьким воспоминаниям, сердечному волнению и бесполезным сетованиям. Поэтому я не считаю нужным нам встречаться".

Графиня София Николаевна Меренберг, в замужестве графиня де Торби (20 мая (1 июня) 1868, Женева — 14 сентября 1927, Лондон) — старший ребёнок в семье принца Николая Вильгельма Нассауского и его морганатической супруги Натальи Александровны Пушкиной, графини Меренберг. По матери — внучка А. С. Пушкина. Морганатическая супруга великого князя Михаила Михайловича.
Графиня София Николаевна Меренберг, в замужестве графиня де Торби (20 мая (1 июня) 1868, Женева — 14 сентября 1927, Лондон) — старший ребёнок в семье принца Николая Вильгельма Нассауского и его морганатической супруги Натальи Александровны Пушкиной, графини Меренберг. По матери — внучка А. С. Пушкина. Морганатическая супруга великого князя Михаила Михайловича.

Не выдержав и года после отъезда, 14 февраля 1891 великий князь Михаил Михайлович внезапно женился в Сан-Ремо на Софье Николаевне - графине Торби - старшей дочери принца Николая Вильгельма Нассауского и дочери Пушкина Натальи фон Меренберг. Софья Николавна приходилась внучкой А.С. Пушкину. Софья, унаследовала неотразимую красоту своей бабушки Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской, и тоже являла миру и жениху - "Чистейшей прелести чистейший образец." Скорее всего по этой причине Михаил, не удержавшись, женился без всякого разрешения Государя Александра III или хотя бы командира лейб-гвардии Егерьского полка, в коем он служил. А ведь без разрешения хотя бы командира он не имел права вступать в брак. Но такие дела, брат - любовь! Со стороны могло показаться, что либо он сделал все сам себе назло или в запале бросил вызов обществу и государю.

А уже 29 марта 1891 великий князь Михаил Михайлович написал своей матери Ольге Федоровне депешу, что он "никогда не любил графиню Игнатьеву". Депеша застала великую княгиню в Харькове, по дороге на отдых в Крым. Прочтя письмо, великая княгиня Ольга Фёдоровна, в растрепанных чувствах, отправила к Игнатьевым княгиню Виттенштейн с этим пренеприятнейшим известием. Сама она была не в состоянии, почти сразу ее хватил удар (инсульт), а через некоторое время она скончалась. В результате резкого сообщения Михаила Михайловича семейство Игнатьевых пришло в страшное смятение. По свидетельству очевидцев на несостоявшейся невесте Екатерине Николаевне, которую родители упорно продолжали вывозить в свет, "лица не было", "она же была очень грустная, даже члены императорской фамилии ее жалели".

Скорополительный брак кузена без высочайшего на то дозволения был болезненно воспринят Александром III. Государь посмотрел очень строго на поступок Михаила Михайловича, считая, что он нарушил данное самому Государю обещание выждать год для решения вопроса о браке с графиней Игнатьевой, и повелел исключить провинившегося из военной службы, но не лишил его Великокняжеского звания. В телеграмме, адресованной отцу невесты принцу Николаю Вильгельму Нассаускому, император писал: "Я получил письмо Вашего Высочества. Я могу на него ответить лишь сообщением, что брак Великого Князя Михаила Михаиловича, заключённый без моего разрешения и без согласия и благословения его родителей, никогда не сможет быть признан законным и должен рассматриваться как ничтожный и недействительный. Александр."

Однако в 1892 году Софья Николаевна получила от герцога Нассауского для себя и потомства титул графов Торби. Его придумал сам Михаил Михайлович в память о деревне Торби в боржомском имении отца, великого князя Михаила Николаевича.

Молодые поселились сначала на юге Франции и долгие годы проживали в Каннах на вилле с кавказским названием «Казбек». Михаил Михайлович являлся старостой русской церкви. В счастливом браке у Михаила Михайловича и Софьи Николаевны родилось трое детей - Анастасия, Надежда и Михаил.

И в 1901 году брак Михаила и Софьи Романовых все же был признан императором Николаем II, но царь не дал Михаилу разрешения вернуться в Россию, тогда Михаил Михайлович поступил на службу в качестве секретаря к военному представителю России в Англии Н. С. Ермолову. В 1908 году великий князь Михаил Михайлович написал книгу "Не унывай" - «Never say Die», посвященную своей жене Софье. В романе он резко осуждал узаконенные правила бракосочетания высокопоставленных лиц, фактически исключающие брак по любви. Роман был запрещён в России.

В 1910 году супруги Романовы переехали в Англию и поселились в Кенвуде — усадьбе, окружённой великолепным парком. В их доме стали часто бывать представители английской аристократии.

Про графиню Екатерину Николаевну великий князь, вероятно, не вспоминал. И очевидно, что графиня Игнатьева явилась всего лишь его юношеским увлечением. Мне даже показалось, что он обрадовался царской отсрочке, возможности увернуться из-под венца. Ведь он же буквально через несколько месяцев после разрыва с Екатериной пошел на морганатический брак по любви с другой женщиной без всякого высочайшего дозволения.

А несчастная, обманутая в своих надеждах графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, чтобы залечить незаслуженно нанесенную ей рану посвятила всю свою оставшуюся жизнь работе сестрой милосердия. До Русско-японской войны Екатерина Игнатьева работала сестрой милосердия в Китае во время крестьянского восстания в 1898-1901 гг. В мирное время она служила сестрой милосердия при Свято-Троицкой общине. С первых же дней Русско-японской войны 1904-1905 гг. она помчалась в Маньчжурию и постаралась попасть в самые передовые воинские части.

Во время русско-японской войны семью Игнатьевых постигло огромное горе. Погибли их младший сын Владимир и племянник Александр Зуров (сын сестры графа Игнатьева Ольги Павловны). Они погибли во время Цусимской трагедии: капитан Зуров на крейсере «Светлана», а лейтенант Владимир Игнатьев на броненосце «Александр III».

Надо сказать, что отец Екатерины Николавны граф Николай Павлович последние годы жизни провёл полузабытым и полунищим и обрек свою супругу на нищенское существование, разорившись на своих финансовых авантюрах с недвижимостью до такой степени, что на его государственное жалованье был наложен арест. Скончался он в 1908 году в имении Круподеринцы Казатинского уезда Киевской губернии (с 20 века Винницкая область Украины).

Граф и графиня Николай Павлович и Екатерина Леонидовна Игнатьевы.
Граф и графиня Николай Павлович и Екатерина Леонидовна Игнатьевы.

В 1912 году во время Балканской войны 1912-1913 гг. Екатерина Игнатьева отправилась сестрой милосердия в Болгарию. Во время службы в Болгарии Екатерина Николаевна посетила село «Граф Игнатиево», названное так в честь ее отца в период его дипломатической работы. В сельской церкви долгое время хранились подаренные ею канделябры, а в школе – портрет её отца. В 1913 году она побывала в городе Шипке, и оставила свой автограф в Книге Памяти храма-памятника Рождества Христова.

В сентябре 1914 года петербургская газета «Вечернее время» сообщала об отъезде графини Екатерины Николаевны Игнатьевой на театр военных действий и некоторые подробности о ней: "Графиня Игнатьева считалась одной из наиболее опытных сестёр милосердия, стаж благородной деятельности которой составлял более двадцати лет". Во время Первой мировой войны Екатерина Николаевна работала старшей сестрой военно-санитарной организации Великой княгини Марии Павловны.

Графиня Екатерина Николаевна Игнатьева умерла 16 ноября 1914 года в Варшаве на боевом посту, по неосторожности заразившись столбняком. Тело Екатерины Николаевны перевёз из Варшавы в имение Круподеринцы её брат Павел. Похоронили графиню Екатерину Николаевну Игнатьеву в семейной усыпальнице рядом с отцом.

Старший ее брат Леонид Николаевич (1865-1943) стал генерал-майором. Старшая сестра Мария Николаевна (1868-1942) была принята фрейлиной, а во время Первой мировой войны открыла в Круподеринцах лазарет для раненых воинов. Брат Павел (1870-1945) - в 1915-1916 гг. был министром народного просвещения. Брат Николай (1872-1962) служил генерал-майором. Брат Алексей (1874-1948) стал военным атташе в Париже. А Владимир (1879-1905) погиб на крейсере «Император Александр III» во время Цусимского сражения. Всю семью разбросало по городам и весям Европы.

Графиня-мать Екатерина Леонидовна Игнатьева, пережила двоих погибших детей и мужа, до конца своих дней оставаясь центром своего разросшегося семейства, любящей и строгой мамой и бабушкой для внуков. Вот только внуков от Катеньки ей не удалось поняньчить, так уж не повезло ее дочери. Сама она жила по-спартански, воспитывая и в других сдержанность, различные добродетели и любовь к Родине. Скончалась Екатерина Леонидовна внезапно от удара 7 мая 1917 года ещё до того, как её большая семья рассеялась по всему миру. Она похоронена рядом с мужем и дочерью в усыпальнице церкви села Круподеринцы.

Великий князь Михаил Михайлович Романов на 15 лет пережил несостоявшуюся "опасную невесту Екатерину" и почти на два года свою супругу Софью Николаевну, почив в Бозе в Лондоне в возрасте 68 лет. Жена и дети Михаила Михайловича так никогда и не побывали в России. А род графов де Торби пресёкся после кончины их младшего сына Михаила Михайловича-младшего.

Алена Ли (С).