Приветствую всех читателей.
Давайте продолжим наше знакомство с Рождественским монастырём. В прошлый раз я рассказала о прекрасных женщинах, основавших его. Сегодня мы поговорим о том, как и с чьей помощью монастырь менялся в последующие века.
17 век
В 17 веке на территории монастыря появилась ещё одна замечательная постройка. . На месте существовавшего с начала века деревянного храма в последней четверти 17 века был возведён каменный храм святителя Иоанна Златоуста.
Храм выстроен на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской, вдовы князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского. На её же средства была устроена новая ограда монастыря. Тогда же, в 70-е годы 17 века, в монастыре появилась усыпальница князей Лобановых-Ростовских. Там были захоронены представители этого рода - одного из древнейших аристократических родов России, ведущего своё происхождение от Рюрика. Там же похоронили и саму княгиню Фотинию Ивановну, скончавшуюся в 1694 году и перед смертью принявшую постриг в монастыре.
На средства Лобановых-Ростовских была также возведена шатровая колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы, но она не сохранилась до наших дней. В 1835 году колокольня пострадала от удара молнии и была разобрана.
18 век
Этот век оказался сложным для монастыря, хотя власть оказывала ему знаки внимания. В 1740 году, незадолго до смерти, императрица Анна Иоанновна прислала ему в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича.
Однако при секуляризации в 1764 году монастырь потерял все свои земли, щедро пожалованные ему государями и богатыми вкладчиками, зато стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены его новые каменные стены, которые частично дожили до наших дней. Стена со стороны бульвара была изображена на картине Перова «Тройка».
Сюжет ее имеет историческую основу. C 1804 года на Трубной площади был устроен фонтан-водохранилище, откуда москвичи черпали воду и уносили в свои дома и торговые заведения. Лица побогаче могли обратиться к услугам водовозов, а остальным приходилось тащить воду на себе. Тяжесть ноши усугублял крутой подъем Рождественского бульвара – бывшего берега Неглинки. Современники были так потрясены картиной Перова, что разыскивали в Москве «тот самый» монастырь, изображенный на картине, который приобрел, таким образом, крайне необычных паломников.
19 век
О событиях Отечественной войны 1812 года в стенах Рождественского монастыря остались противоречивые сведения. Достоверно известно, что игумения Есфирь зарыла все, что хранилось в монастырской ризнице, в землю, в три ямы, тщательно их заделав. Разбив ворота, неприятель ворвался в обитель, но так и не нашел монастырских сокровищ и стал грабить храмы. В это время икону Богоматери несколько раз обносили вокруг обители для сохранения от пожара, и ее серебряного оклада французы не тронули, хотя брали все, что попадалось под руку. Найдя образ святителя Николая Чудотворца в таком же серебряном окладе, враги попытались снять серебро и не смогли. С тех пор на образе остались следы неприятельского оружия, но чудо было явлено: один солдат, пытавшийся снять оклад, вдруг так занемог, что его унесли на руках, и образ больше не трогали. Остались свидетельства, что он внушил неприятелю такой страх, что французы даже оставили обитель.
Известно также, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, что трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в церкви Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. Монастырские постройки также уцелели, огонь не коснулся и стен обители, в которых укрывались от бушевавшего в городе пламени многие москвичи. По воспоминаниям послушницы монастыря Александры Назаровой, очень утешали ростопчинские «афишки» – листовки с военными сводками, которые распространялись под видом театральных афишек, чтобы информировать население и не допустить панических слухов. И в Рождественской обители жили ожиданием скорого изгнания врага из Москвы. По преданию, в октябре 1812 года впервые со времени занятия Москвы Наполеоном раздался благовест с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание связывает это событие со Страстным монастырем.
19 век
Как уже было сказано, в 1835 году была разобрана шатровая колокольня, построенная в 17 веке на средства Лобановых-Ростовских.
Однако стараниями ещё одной женщины уже в следующем году колокольня в монастыре вновь появилась. Это колокольня надвратной церкви священномученика Евгения Херсонесского со Святыми вратами, которая и сегодня встречает нас на входе в монастырь.
Это сооружение подарила монастырю Серафима Ивановна Штерич - вдова капитана лейб-гвардии Преображенского полка Петра Штерича. Штерич был женат на Серафиме Ивановне вторым браком, после смерти первой жены. В первом же браке у него было шестеро детей. Во втором браке с Серафимой Ивановной родился сын Евгений. С трагической историей его безвременной смерти связано посвящение храма священномученику Евгению Херсонесскому. Пётр Штерич умер вскоре после рождения сына в 1809 году, и на плечи его тридцатилетней вдовы легли все заботы и о собственном полугодовалом сыне, и о младших детях мужа от первого брака. Впоследствии Серафиме Ивановне пришлось также озаботиться устройством дочерей одного из пасынков, Алексея Петровича.
Алексею Петровичу Штеричу после раздела отцовского имущества досталось небольшое имение в Екатеринославской губернии, однако хозяйствовал он скверно, наделал долгов и расстроил свои финансы, поэтому его мачехе и пришлось заняться вопросами замужества двух его дочерей - Марии и Поликсены. Надо сказать, Серафиме Ивановне это удалось довольно удачно. Так, Мария вышла замуж за сослуживца Михаила Юрьевича Лермонтова, поручика лейб-гвардии гусарского полка князя А. М. Щербатова. И стала адресатом замечательных стихотворений, благодаря чему её имя сохранилось в истории.
Вот несколько строчек одного из самых известных стихотворений Лермонтова, посвящённых Марии Щербатовой.
На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украйны она променяла,...
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
О драматичной истории этих взаимоотношений написано много. Все, кто заинтересуется, могут почитать.
В нашем сегодняшнем путешествии мы вспоминаем Марию Щербатову благодаря её бабушке Серафиме Ивановне Штерич, внесшей свой значительный вклад в создание ансамбля Рождественского монастыря.
20 век
В прошлой публикации я рассказывала, что в начале 20 века архитектором Фёдором Шехтелем была сооружена галерея вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же Фёдору Шехтелю был заказан проект трапезной церкви Казанской иконы Божией матери, но он оказался очень дорогим, поэтому в результате трапезную церковь возвели по проекту архитектора П.А. Виноградова.
Сегодня это единственное здание на территории монастыря, куда свободно можно войти. Доступ в Рождественский собор возможен только во время богослужения, остальная же территория монастыря находится под строгой охраной, и посторонние туда не допускаются.
А в трапезный корпус зайти интересно. Внутри он красиво расписан в стиле конца 19-начала 20 века, близком к модерну.
Просторная трапезная и сейчас используется по назначению. В праздничные дни, когда в монастырь приезжает Патриарх, здесь накрываются столы и происходит совместная трапеза. Монастырь ставропигиальный, то есть подчиняющийся не местному епископу, а непосредственно Патриарху. Поэтому в праздники Патриарх сам совершает службу.
Судьба монастыря в 20 веке ничем не отличается от судьбы других монастырей. Он был закрыт, разграблен, священнослужители репрессированы.
Здесь были, как водится, коммунальные квартиры, различные учреждения, даже исправительный трудовой дом, откуда заключённых возили на работы. И только в 1960 году, под давлением общественности, монастырь был взят на государственную охрану, а в 1974 году по решению Моссовета ансамбль монастыря был передан МАРХИ для создания заповедника древнерусского зодчества и искусства. Это позволило сохранить его от окончательного разрушения.
В 1993 году Рождественский монастырь был возвращён Русской православной церкви.
Много славных и трагических событий видел Рождественский монастырь.
Но об одной драме любви и власти, свидетелем которой он стал в 16 веке, надо рассказать особо. Это история Соломонии Сабуровой, супруги великого князя Василия Третьего. О этом - в следующий раз.
Предыдущая публикация о Рождественском монастыре - здесь.
Перечень моих пешеходных экскурсий смотрите здесь.
#прогулки по москве##монастыри##история#