Есть ли женщине место в индустрии юмора? Стереотип о том, что юмор — территория мужчин, живет до сих пор, и те, кто его разделяет, закрываются от огромного (и очень смешного) пласта женской комедии и женского стендапа. Углубляемся в историю женского юмора, которая поможет развеять этот миф.
Женщинам в комедийном жанре, с одной стороны, не повезло: в развлекательной индустрии их всегда было меньше. Подтверждает этот стереотип опубликованная в январе 2007 года в Vanity Fair колонка журналиста и писателя Кристофера Хитченса «Почему женщины несмешные». Хитченс пишет: «Почему мужчины (если мы возьмем некое усредненное значение) смешнее женщин? Ну, во-первых, им необходимо быть лучшими. Главная задача каждого мужчины — произвести впечатление на противоположный пол, и мать-природа не собирается нам в этом помогать. Фактически у мужчин есть очень ограниченный набор инструментов для конкуренции. И у вышеупомянутого среднего мужчины есть только один шанс — он должен рассмешить свою даму сердца». Как видите, стереотипы о том, что женщины «несмешные», а юмор — это некий инструмент конкуренции между мужчинами, очень живучи даже в XXI веке.
На деле же с середины 1950-х годов, когда идеи эмансипации стали захватывать не только активисток, но и прежде политически неактивных женщин, в комедию приходят новые силы и женские характеры. И так как мировой поп-культурой стала со второй половины XX века культура американская, то основные вехи комедии стоит отнести к ней — и сосредоточиться на американском опыте стендапа, телевидения и кинематографа, отвечающего за то, как мы теперь в общих чертах понимаем смешное. На YouTube архивных записей не так много, но этой темой интересуются исследователи — и тут нам в помощь, например, коллективная книжная биография женщин в американской комедии «We Killed: The Rise of Women in American Comedy», где знаменитые комикессы вспоминают начало карьеры и свои ролевые модели.
Многие женщины-комики начинали в компании мужчин, экранных или семейных партнеров, — например, Грэйси Эллен дуэтом с Джорджем Бёрнсом, Люсиль Болл с Дези Анразом или Элейн Мэй с Майком Николсом. Партнер-мужчина не только легитимизировал женщину на сцене перед широкой аудиторией, но и многократно увеличивал количество номеров, которые можно было разыграть с разными ролями.
Постепенно у некоторых успешных комедианток складывались сольные карьеры: Элейн Мэй в начале 1970-х стала голливудским режиссером, а Люсиль Болл с 1962 года первой среди женщин-комиков возглавила собственную продакшен-компанию — ее культовое The Lucy Show транслируется и полвека спустя и все еще приносит доход.
Классиками женского стендапа в Америке считаются несколько пионерок — часто они получали доступ к широкой телеаудитории уже в зрелости, многие годы до этого выступая в клубах. Фанни Брайс, как и Люсиль Болл, не только работала на перевоплощениях в запоминающиеся гротескные образы, но еще и пела — и раньше всех комикесс была увековечена в персональном байопике. В «Смешной девчонке» 1968 года ее сыграла молодая Барбра Стрейзанд — и получила «Оскар» за эту роль. Женщина, которая была одновременно обаятельной и смешной и при этом независимой от мужского взгляда, стала революционным персонажем в американской комедии. Хотя реальная Фанни Брайс выступала до этого десятилетиями.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы видеть больше интересных статей в ленте.
#юмор #женщины #стендап