Найти тему

5 советских заводов, которые бы не появились без иностранных специалистов и инвестиций

262 прочитали

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок. В довоенные годы СССР занимало второе место в мире по показателям ВВП.

Благодаря политике привлечения иностранных специалистов в Стране Советов удалось возвести около 500 заводов, некоторые из них до сих пор являются лидерами промышленности. Какие известные предприятия были простроены в довоенное время? И кто из иностранных корпораций оставил свой след в создании лидеров советской промышленности?

Магнитогорский металлургический комбинат

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок.

Крупнейший металлургический комплекс был основан в 1929 году. Как во времена Советского Союза, так и сегодня он остается на лидирующем месте по своим габаритам и объему производств. Изначально предприятие строилось для выпуска «мирных» марок стали, позже, в период войны, здесь стали производить броневой металл.

При строительстве завода были задействованы не только советские, но и иностранные инженеры и специалисты — всего в строительстве комбината приняли участие порядка 800 иностранных граждан. Магнитогорский металлургический комбинат стал символом иностранного сотрудничества Советского Союза и США.

Сталинградский тракторный завод

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок.-2

Строительство первого тракторного завода пришлось на 1926 год, когда власти Советского Союза активно реализовывали план индустриализации страны. Изначально возведение масштабного завода должно было лечь на плечи компании Ford, однако представители компании после долгих размышлений отказались от сделки с правительством СССР. Впоследствии за реализацию плана строительства взялась американская компания Albert Kahn Inc, принадлежащая известному архитектору Альберту Кану.

Всего на возведение завода понадобилось около четырех лет. Уже в 1930 году Сталинградский тракторный завод выпустил свой первый трактор СТЗ-1, правда, машина была идентичной копией американского трактора «МакКормик Диринг 15/30». А спустя еще несколько лет завод вышел на свою проектную мощность и выпускал порядка 144 тракторов в сутки.

В военные годы Сталинградский тракторный завод наладил выпуск легендарных танков Т-34 и легких танков Т-26.

Челябинский тракторный завод

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок.-3

В период активной индустриализации сельское хозяйство тоже не отставало от заводов. Ежедневно требовалось в разы больше тракторов, чем мог выпускать Сталинградский тракторный завод, поэтому власти Советского Союза вновь создали заказ, направленный американским специалистам. Американская фирма во главе с Морицем Каной «Госпроектсрой» (филиал той же Albert Kahn Inc) стала главным проектировщиком будущего предприятия.

Проект Челябинского тракторного завода был разработан американским центром автомобильной промышленности в 1930 году. За основу главных разработок машин был взят трактор американского производства «Катерпиллар-60». Само же строительство завода было реализовано под руководством иностранных специалистов, возводились здания советскими рабочими. Уже в 1933 году Челябинский завод выпустил первый трактор «Сталинец 60».

В период Второй мировой войны на заводе началось производство артиллерийских тягачей и тяжелых танков КВ-1.

Челябинский тракторный завод до сих пор является действующим предприятием: здесь производят огромный ассортимент колесной и гусеничной дорожно-строительной техники, запасных частей к ней и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок.-4

Высший совет народного хозяйства СССР и американская компания Ford Motor Company в мае 1929 года заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. За основу производственного процесса были взяты модели Ford-A и Ford-АА. Проектом завода также занималась уже знакомая нам Albert Kahn Inc, руководила процессом строительства компания Austin, а вот строительством занимался трест «Металлстрой».

Основан Горьковский автомобильный завод был в 1932 году. Первыми стали выпускать легковые автомобили ГАЗ-А, позже начался выпуск автобусов, самосвалов и грузовиков. В военные годы, как и большая часть предприятий, ГАЗ был перепрофилирован на выпуск военной и боевой техники: ГАЗ-64, танки Т-60 и Т-70.

На сегодняшний день предприятие является одним из крупнейших по производству коммерческих автомобилей. На базе завода производят автомобили повышенной проходимости, такие как ГАЗ-3937 «Водник» и ГАЗ-2330 «Тигр».

Московский автосборочный завод («Москвич»)

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок.-5

Соглашение 1929 года с компанией Ford Motor Company по производству автомобилей дало начало не только для создания автомобилей ГАЗ, но и знаменитых «москвичей». Изначально планировалось создание единой площадки в Нижнем Новгороде, однако, пока строительство основного завода ГАЗ продолжалось вплоть до 1932 года, на территории Москвы в 1930 году была возведена автосборочная площадка при участии компании Ford.

Активная деятельность завода началась с ноября 1930 года, а в декабре того же года завод получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи».

Эпоха СССР прославилась настоящим промышленным взлетом в довоенное время. Порядка 9 тысяч заводов было открыто на территории Союза: это был колоссальный прорыв для страны и мощный экономический скачок.-6

1939 год стал основополагающим для завода: в этот год предприятие стало самостоятельным и получило название «Московский автомобильный завод имени КИМ». Здесь производились автомобили КИМ-10, КИМ-10-51 и КИМ-10-52. В военный период завод производил боевые автомобили и технику.

С 1945 года завод получил название «Московский завод малолитражных автомобилей» (ЗМА или МЗМА), а в 1947 году началось производство знаменитого модельного ряда «Москвич-400», автомобилей I группы малого класса.

В 2007 году завод, увы, полностью прекратил свое существование.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих

Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?

При каких политических режимах рождаются самые счастливые дети?