Эту красавицу советского кино и театра ещё хорошо помнят. Может быть потому, что до сих пор смотрят старый фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон». А Элина Быстрицкая (1928-2019) так и осталась лучшей Аксиньей в экранизации шолоховского романа-эпопеи. Я так думаю.
Она и на памятнике на Новодевичьем кладбище запечатлена в образе Аксиньи. Статная, гордая, красивая. И это правильно.
Всю жизнь она служила в Малом театре и была там примой, с которой не связывались. Слишком влиятельной была Быстрицкая.
А ещё Быстрицкая была в советские времена президентом Федерации художественной гимнастики. И в каком-то смысле, элитным видом спорта художественную гимнастику сделала именно Элина Быстрицкая. Она билась за наших спортсменок на всех уровнях. А оценки им понижали и засуживали и тогда.
Она всегда была борцом и бойцом. В свои 13 лет работала в госпитале, войну знала не по фильмам. И потом в театре умела повернуть ситуацию в нужное русло, не взирая на авторитеты. Многое не прощала. Именно поэтому и из родного театра ушла. Из театра, которому всю жизнь отдала.
В кино Быстрицкая играла меньше. Но фильмы с ее участием - наш золотой фонд. Особенно хороша, как мне кажется, картина «Добровольцы». Там ее дуэты с Михаилом Ульяновым такие трогательные и настоящие.
Квартира Быстрицкой в Леонтьевском переулке была достаточно скромной. Все деньги они с мужем тратили на путешествия. Он был переводчиком и имел возможность по советским временам ездить за границу. Она объездила почти весь мир. Многие не имели такой возможности, а ее легко выпускали. Знали, что Быстрицкая, если что, ответить так, что мало не покажется. Она была искренним патриотом и не считала это каким-то особым качеством. Была и все.
Последние годы жизни Элина Быстрицкая провела почти в полном одиночестве. Так сложилось. Последние годы актрисы дают щедрую почву для всяких журналистских «расследований» о ее «богатствах и наследствах». Самыми близкими же для неё были две маленькие собачки, которых она любила как родных детей. Своих Бог не дал.
Целая череда театральных интриг поджидала актрису в конце жизни. Много было непонимания со стороны художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина. Например, Быстрицкая долго играла главную роль в спектакле «Без вины виноватые». Ей намекнули, что эта роль ей становится не по возрасту. Она вспылила и сумела отстоять себя. И тогда после гастролей театр как бы «потерял» декорации к спектаклю. И Быстрицкая оказалась без роли.
Как все это несправедливо. Как мы умеем таких титанов валить тогда, когда они и ответить по возрасту не могут.
А Аксинья Быстрицкой останется. Так и слышу ее страстный, задыхающийся от любви голос-обращение к Григорию Мелехову. И сыграла она всю жизнь этой женщины, сгорающей от любви до конца. Я считаю, это - эталонная работа.
Поэтому, поклонитесь Элине Быстрицкой на Новодевичьем и вспомните ее Аксинью из «Тихого Дона».
Ирина Биккулова. Автор проектов #лица новодевичьего
#красавицы нашего кино