Каждую секунду времени в нашем мозгу идёт множество вычислений, отвечающих на жизненно важные вопросы, такие как: Нет ли угрозы? Все ли идёт хорошо? Происходит ли что-то новое? Не нужно ли переориентировать своё внимание? Оценка проводится автоматически. Как монитор, отслеживающий жизненно важные показатели пациента, так и наш головной мозг считывает опасности и следит за окружающей обстановкой. Это приводит к постоянному напряжению и состоянию стресса. Чтобы это предотвратить эволюционно возник защитный механизм когнитивной легкости.
Что такое когнитивная легкость?
Когда мы видим то, что ожидаем увидеть, то, что нам кажется знакомым и привычным, это доставляет нам удовольствие. И лежит в основе одной из впечатляющих концепций современной психологии - КОГНИТИВНОЙ ЛЕГКОСТИ.
Когда человек находится в привычной обстановке, он чувствует удовлетворение. Находясь в привычных условиях, например дома, мы можем по-настоящему расслабиться. Кроме того можно проехать привычный путь от работы до дома на автопилоте, находясь в своих мыслях и особо не фокусируясь на происходящем. В этот момент импульсы в головном мозге идут по проторенным дорожкам между нейронами.
Знакомое кажется нам хорошим и правильным, независимо от того имеем ли мы данные об альтернативном варианте. Например, знаменитый психолог Абрахам Маслоу, проводил эксперимент, девять дней студентов кормили одним и тем же печеньем, а на 10 предложили взять другое - отказались более 70% испытуемых, решив насладиться знакомый вкусом. В ещё одном интересном экскременте, испытуемым показывали несуществующие турецкие слова и китайские иероглифы, а затем просили угадать их значение. Так вот, чем чаще человек видел незнакомое слово или иероглиф, тем больше он был склонен приписать ему хорошее значение. Это работает, даже если символы предъявляются быстро и четко рассмотреть их невозможно.
На этой особенности человеческого мозга паразитирует реклама. Если вы в супермаркете решите выбрать среди 50 разных видов колбас, то ваш выбор как правило упадёт на знакомую упаковку. И не важно, знакома она вам потому что вы пробовали ее вкус или видели в рекламном сюжете, в этом задействована наша когнитивная легкость.
А вы замечали у себя что-то подобное? если да, напишите пожалуйста в комментариях!