Найти тему
24,6K подписчиков

Чьих холоп будешь? Кто есть кто среди тяглового населения Руси

4,3K прочитали
Русские крестьяне
Русские крестьяне

Однажды один из удельных князей, Ярослав задумал строительство нового храма выделил для этого средства, закупил стройматериалы, и отбыл по своим княжеским делам, поручив это дело своему тиуну.

Когда же он вернулся к месту строительства, то увидел, что возведение церкви идет крайне медленно. И не удивительно, ведь работало мало людей. Тогда он призвал к себе тиуна, отвечавшего за стройку, и спросил его, почему так мало народу трудится на стройке, неужели никто не хочет работать из жителей окрестных деревень - смердов? На что тиун отвечал мол, местные смерды не хотят идти к тебе в наймиты, так как боятся что по итогу станут твоими холопами.

В тексте выше упомянуты четыре категории людей, которые относятся к зависимому населению средневековой руси. Это: тиуны, смерды, наймиты и холопы, о том кто они и чем отличались друг от друга, а также других типах зависимых людей мы и поговорим в этой статье.

И так первыми идут холопы, так как это самая старая форма зависимости и самая бесправная категория людей из упомянутых. Фактически холопы в древней Руси были рабами не имевшими никаких прав.

Ими становились общинники-земледельцы за различные провинности, преступления или долги. Хуже холопов положение было только у челяди. Челядью в древней Руси называли пленных, которые попадали в рабство в результате военных действий. Если у холопа в общине зачастую были родственники, которые могли оказать хоть какую-то помощь, то челядь таковой поддержки была лишена. Холопы просуществовали вплоть до 1723 года, пока указом Петра не была проведена унификация всего разнообразия зависимого населения России.

Тиуны. Княжеские тиуны это зачастую холопы, которые занимали ответственные должности в хозяйстве князя и играли в нем важную роль. Часто тиунами становились свободные люди, добровольно переходя на службу к князю, делаясь его холопами, получая при этом возможность обогащаться, занимаясь управлением княжеской собственностью.

Причем многие делали это настолько эффективно, что в последующем в законах было специально прописан запрет тиунам покупать земельные участки, лавки в городах и холопов, т.е. их благосостояние было таковым, что они могли себе позволить приобретать недвижимость и невольников, находясь сами в несвободном состоянии.

Смерды относительно холопов были свободные люди, они были понижены в правах по сравнению с другими каткгориями людей, однако все же были лично свободны на начальном этапе, имели право обладать собственностью, в том числе земельными наделами. Хотя с точки зрения средневекового права жизнь смерда и холопа была уравнена, за их убийство платили одинаковую цену, все же смерды были свободными и несли сами за себя ответственность, кроме того могли самостоятельно принимать участие в общественно-политической или военной жизни страны. Так новгородский князь Ярослав после удачного похода вознаградил «людей новгородских» (т.е. свободных жителей Новгорода) 10 рублями, а смердов всего по рублю. Тем не менее эти люди получили крупную, по тем временам, денежную сумму, что было немыслимо для холопов.

Следующая категория - наймиты. Так называли смердов, которые поступали на работу к землевладельцу за определенную сумму. Была еще одна схожая категория смердов – закупы. Так вот закупы от наймитов отличались тем, что они получали ссуду («купу») и отрабатывали её, и пока не выплатят всю сумму они попадали в зависимость от князя, который мог применять к ним телесные наказания за проступки. Наймиты же, в отличии от закупов, оплату получали в конце выполненной работы.

В тексте, в начале статьи земледельцы опасались наниматься на строительство по той причине, что не сильно доверяли княжеской власти, и начав работать на него, боялись княжеского произвола, что став наймитами у князя, их в последующем перепишут в холопы. К сожалению такие практики на Руси бывали не редкостью, когда людей по произволу местных властей переписывали из одной категории населения в другой.

В старорусском языке существует множество слов обозначавших различные виды холопов, однако их разделение было скорее по отраслям хозяйства, в которых они были заняты. С точки зрения правовой они все были приблизительно в одинаковом положении.

Как можно было перестать быть холопом? Кроме кабального холопства, когда человек оставался холопом до смерти хозяина, после чего он вновь становился свободным человеком, иные холопские состояния были наследным.

  1. Хозяин мог подарить вольную холопу по той или иной причине, однако это происходило крайне редко, но бывало! Так в церковной среде многие именитые иерархи выдавали своим холопам вольные грамоты, демонстрируя таким образом то, что не должен христианин владеть другим христианином. Кстати, православная церковь делала довольно много, для того, чтобы облегчить участь холопов. Священнослужители увещевали бояр и князей о том, чтобы они относились более милосердно и ответственно к своим невольникам. А за издевательства могли отлучить от причастия, отказаться крестить детей, венчать или отпевать. С нашей сегодняшней точки зрения, это кажется пустяком, по сравнению с возможностью нещадно эксплуатировать народ, но для людей того времени это имело большое значение.
  2. Побег. «С Дону выдачи нет», говорит известная казачья максима. Бежали холопы очень часто, это видно по тому, сколько внимания уделено данному вопросу в законах средневековой Руси. Бежали на юг, где было тепло но и в тоже время весьма опасно из-за близости неспокойных кочевников, но и на малолюдный север уходили тоже. Иваны родства не помнящие назывались бывшие холопы, которые, желая скрыть свой предыдущий социальный статус, говорили, что не помнят откуда родом. Кстати, если все же холопа ловили и он возвращался к своему хозяину, то с последнего бралась расписка, что он не будет слишком жестоко наказывать беглеца. Также хозяин нес ответственность за деяния своего невольника, пока тот был на свободе. К примеру, если холоп успевал сделать заем у кого-нибудь и стать закупом, то его владелец должен был выплатить всю сумму долга.
  3. Если феодал совершал какое-то государственное преступление, то у него конфисковывалась собственность, в том числе и принадлежавшие ему холопы, после чего они автоматически становились государственными крестьянами, т.е. получали личную свободу.

В последующем все категории холопов и зависимых людей во времена Петра Первого перевели в крепостные, иногда ухудшая таким образом правовое положение различных групп людей. И только во второй половине XIX Россия избавилась от позорного явления крепостничества. Правда это сделано было таким образом, что спустя полвека грянул острейший социально-политический кризис, который смел Российскую Империю. Впрочем, это уже другая история.

Статья написана по наводке нашего постоянного читателя Алекса, за что выражаем ему большую признательность.

Подписывайтесь на наш канал, в том числе и Telegram, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!