1,4K подписчиков

"В магазинах все дают: и сахар, и крупу": послевоенное письмо калининградской переселенки в Подмосковье

419 прочитали
Бывшая контора очистки города. Дом расселен и готовится к сносу
Бывшая контора очистки города. Дом расселен и готовится к сносу

В Калининграде продолжают сносить дома довоенной постройки. Лично я считаю, что если отстоять здание не удается, то нужно хотя бы успеть обследовать его на предмет артефактов. На этот раз мы с товарищем посетили недавно расселенный дом на улице Бассейной, предварительно побеседовав с его бывшими жильцами. Главное, что меня интересовало, были ли среди них первые переселенцы, перебравшиеся в Калининград в конце 1940-х годов.

Один из моментов чердачного поиска. Этот аптечный пузырек был обнаружен в подсыпке вместе с документами и письмами
Один из моментов чердачного поиска. Этот аптечный пузырек был обнаружен в подсыпке вместе с документами и письмами

К сожалению, таких не нашлось, однако обследование чердачной подсыпки дало свои результаты - в пыли были найдены не только обрывки немецких газет и документов, но и бумаги первых советских жителей. Самая же интересная, на мой взгляд, находка - это письмо школьницы, написанное 19 ноября 1949 года. Имя девочки разобрать не удалось, известна только фамилия - Егорова. Отправлено послание было на железнодорожную станцию Конобеево (сегодня Воскресенский район Московской области) Любови Егоровне Ясновой.

Думаю, содержание письма будет интересно и тем, кто хорошо знает историю Калининграда, и тем, кто еще не успел ей проникнуться. Однако сразу предупреждаю: ошибок в письме огромное количество, и орфографию с пунктуацией я не правил. Предлагаю читателям делать скидку на то, что многие советские школьники не уделяли должного внимания учебе во время войны, так как были заняты на производстве или в сельском хозяйстве.

Итак, ниже будут короткие цитаты и комментарии к ним.

Хочу собщить вам что я долго не писала вам письма потому что мы долго соберались перьежать в другое место. Мы переехали в город а жили в поселки. Тепер мы на новом месте и адрес вот какой: г. Калининград. Бассейная 85. Контора очистки города. И все.

Ниже в письме есть упоминание о прошлом месте жительства переселенки - это район ЦБК-1 (целлюлозно-бумажного комбината №1), расположенного по адресу Ялтинская, 66. Вероятно, семья школьницы участвовала в запуске предприятия, практически не пострадавшего во время войны.

Честно пытался установить, что такое "Контора очистки города", но так и не нашел никакой информации о ней. Вероятно, придется обращаться в архив. Зато на чердаке обнаружился машинописный документ за май 1949 года, подтверждающий, что эта контора действительно существовала. По всей видимости, предприятие занималось разбором завалов и расчисткой улиц, разбитых во время артобстрелов и бомбардировок. В документе, кстати, упоминается отправка на ремонт конторской трехтонки ЗИС-5 и прием на работу в качестве рабочей некоей Анастасии Жаровской. В месяц ее оклад должен был составлять 430 рублей (в декабре 1947 года в СССР была отменена карточная система и проведена денежная реформа в форме деноминации, а средняя зарплата стала составлять около 500 рублей). Что можно было купить на 430 рублей сотрудницы "Конторы очистки города"? Килограмм ржаного хлеба сразу после реформы стоил 3 рубля, пшеничного — 4 рубля 40 копеек, килограмм гречки — 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, подсолнечного масла — 30 рублей, кофе — 75 рублей, литр молока — 3-4 рубля, десяток яиц — 12-16 рублей.

Письмо из послевоенного Калининграда в Подмосковье
Письмо из послевоенного Калининграда в Подмосковье
Любочка мы сечас живем очень хорошо хлеба много всего хватает только не хватает одних подруг. [...] Люба как вы живете мы живем очень хорошо корова у нас есть молока дает 25 литров в день. Молоко пем много. [...] Люба в Калинингради очень хорошо чем в росии там бы коровы не было а здесь есть. А в росии бы не купить. Здесь очень жить хорошо все дешово в могозинах все дают и сахар и крупу все что твоей душе угодно.

Что касается коровы, то первым переселенцам действительно очень часто выдавалась скотина бонусом к подъемным. Ее мог выделять колхоз в том месте, откуда прибывал человек, а также крупный рогатый скот новым жителям отпускали и калининградские власти (поголовье изымалось с заброшенных немецких ферм и хуторов). В течение 40-х и 50-х годов КРС в Калининградской области держали не только в сельской местности, но и в крупных городах. Многие переселенцы вспоминают, что на чердаках и верандах бывших особняков держали кур, а придомовые участки и задние дворы перекапывали под огороды.

Интересно, что авторка письма хвастается большим количеством хлеба в магазинах. Свидетели послевоенной жизни самого западного региона РСФСР мне рассказывали, что в 1947 и 1948 годах в поисках хлеба им иногда приходилось проезжать на велосипеде десятки километров, так как он был большим дефицитом. Выпекали хлеб лишь на немногих восстановленных пекарнях и в домах, где хозяева успевали перестроить печки-голландки в русские печи.

Площадь Трех маршалов. Раньше на ней стоял памятник Сталину, место которого впоследствии занял Ленин
Площадь Трех маршалов. Раньше на ней стоял памятник Сталину, место которого впоследствии занял Ленин
Люба мы праздник провели очень весело и хорошо пирогов напекли плюшок. Потом на мошинах повезли на площадь трех маршолов на требуне стояли вожди все в орденах нас котали на мошинах мошины были разукрашинаи. Флаги нам дали. 4 машины детей возили полны мошины.

Площадь Трех Маршалов - это неофициальное раннесоветское название сегодняшней площади Победы. Есть несколько легенд о появлении названия, но я всегда думал, что она так называлась в честь Рокоссовского, Василевского и Баграмяна. Однако ныне покойный калининградский краевед Алексей Губин считал по-другому. Далее цитата из его статьи "Кенигсберг и Калининград. Война и мир в топонимике": «В городе долго ходила легенда о том, что на этой площади сразу же после взятия города встретились три советских маршала: А.М Василевский, ГК. Жуков и К.К Рокоссовский. Другая версия повествует о том, что большие портреты трех прославленных маршалов были выставлены на площади во время первого военного парада в поверженном Кенигсберге. Как бы там ни было, но совершенно точно, что некоторое время площадь Победы носила в народе неформальное название - площадь Трех Маршалов. Даже оставшиеся в городе немцы, не желая произносить вслух имя незадачливого фюрера Адольфа Гитлера, чье имя носила площадь до этого, называли ее меж собой "Драй-маршал-плац"».

Думаю, публикации о подобных находках тут еще будут появляться.

Даешь подписку на канал «Красный Фронтовик»!

Читайте также другие публикации:

Был выслан с раскулаченным отцом, но на параде Победы бросал нацистские штандарты к мавзолею

«Он не давал снять свои ордена даже в концлагере»: история офицера, организовавшего восстание узников Маутхаузена

Почему рабочие прячут солдатские кости, обнаруженные на стройках, и как этому противостоять?