Сегодня разберемся: когда появился бензин, почему его сначала выкидывали, потом пытались применять в медицинских и бытовых целях, причем тут яванские благовония и почему на разных заправках топливо разного цвета.
Побочный продукт выгонки керосина
Как бы ни казалось это странным сегодня, но долгое время бензин был всего лишь побочным и далеко не желательным продуктом перегонки нефти в керосин.
Понятно, что побочный продукт – не целевой. И поначалу он шел в утиль, а то и попросту сжигался. Правда позже бензину нашли применение… в качестве очистителя типографских касс и растворителя. Позже он сумел стать… добавкой к стиральному порошку, помогающей избавить одежду от застарелых пятен. Еще чуть позже – антисептиком.
Изменилось все после изобретения двигателя внутреннего сгорания. Правда Берта Бенц – супруга изобретателя первого автомобиля, дабы заполнить бак в 1888 году была вынуждена отправиться в ближайшую аптеку, где скупила баночки с бензином-антисептиком и отправилась в путь. Длинной путешествие было аж 106км – из одного германского городка - в другой.
Яванские благовония.
Собственно, именно так с арабского переводится «бензой» или «росный ладан», он же – бензойная кислота - ближайший родич бензина. К слову, известной еще со времен Нострадамуса. В честь этого благовония и получил бензин свое имя. Так что, не так он и воняет.
А цифры откуда?
Цифры, по которым мы все привыкли ориентироваться, решая – к какой колонке автозаправки подъехать, дабы покормить своего «железного коня» - ни что иное, как октановое число.
Октановое число – мера определения готовности топлива к детонации в сравнении со, скажем так, образцовой смесью изооктана и гептана.
Если очень грубо, то цифра в наименовании топлива – доля содержания аналога изооктана, а остальное – гептан, добавки и присадки.
И чем выше эта цифра, тем лучше топливо противостоит детонации. Хорошо ли это? Пожалуй, что – да. Детонация в замкнутом пространстве – штука страшная и вполне способна повредить двигатель.
Что интересно, во времена СССР автомобильное топливо различалось по цвету. Например, 93-й в 1979-м имел синий оттенок, а позже перекрасился в оранжевый. Иной раз можно увидеть подкрашенный бензин и сегодня, но теперь это скорее маркетинговый ход: производитель уверен, что так можно отличить суррогат от оригинала.
И что с ценой?
Но не с той, что мы имеем возможность наблюдать на табло АЗС сегодня, а, например, в сравнении с советским периодом. Вымерять условную ценность рубля тогда и сейчас – занятие сложное, спорное и неблагодарное. Пойдем более простым путем: в среднем заработная плата в 70-80-е годы достигала 150 рублей. В наши дни примерно 55 тыс. 93-й бензин (почти то же самое, что нынешний 92-й) тогда стоит 10 копеек за литр. Сегодня за литр бензина просят 47 рублей.
И что получаем: во времена СССР автолюбитель мог купить на одну зарплату 1,5 тыс. литров бензина, а сегодня – только 1170 литров.
Что интересно. 92-й бензин популярен в России и на постсоветском пространстве, неплохо продаваем в Китае и США. А вот в Европе его и днем с огнем не сыщешь.
Возможно вам будут интересны другие наши публикации :
Стоит ли менять марку бензина ради снижения расхода топлива?
Сказки и реальность - об экономии топлива с ГБО в 2022 году.
Считаем как влияет размер колес на расход топлива.
#бензин #бензин в России #марка бензина #цена бензина